Сергей Савельев: «90% гениев не смогли воплотить свою гениальность»
К сожалению многие убеждены, что если рано выучить таблицу умножения, то перед нами гений. Но это не так. Даже очень талантливый и способный человек, не может наплодить таких же талантливых и способных потомков.
Никита Рудаков: Франсис Гальтон, английский психолог и антрополог, написал свою монографию «Наследственный гений», больше 15 лет назад. Т.е. Найти природу гениальности мы пытаемся уже полтора столетия.
Что же такое вообще гениальность? Ест ли этому термину научное определение?
Сергей Савельев, профессор, доктор биологических наук: Да, конечно есть. У нас есть пиар - гении, бездари на которых все хотят заработать. Это один из способов создания современного гения. Этот способ еще с конца 19века, когда торговцы картин приходили на выставку и смотрели. Видят шикарные картины, кто автор, женщина. Сразу отбрасывают.
Следующая, тоже приличные картины. Видят художник аккуратный, в шляпе, в тройке, - нет, не годится. Они же понимают не пройдет. А тут картины совсем посредственные и ту т смотрят сильно пахнувший алкоголем, весь засыпанный сигарным дымом, нечесаный, бородатый, толстый, совершенно непотребного вида мужик. Вот это то, что нужно.
Дальше его раскручивают и начинают крутить, потому что это чучело огородное будет хорошо продаваться. У нас такими художниками завалили весь 20 век.
На самом деле есть гении, которые проверены временем и проходят десятилетия, столетия, а к ним интерес все продолжается и продолжается.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся в поиске гениев как отличить гения от распиаренной бездарности?
Это очень простая вещь. Любой гений как минимум должен уметь делать то, что делают до него люди просто не гениальные, даже не очень талантливые, но профессиональные ремесленники.
Гений-это супер профессиональное ремесло, умноженное на уникальную конструкцию мозга, которая позволяет ему на базе высочайшего профессионализма, что обязательно, в науке обществе искусстве, то чего до него не было в природе и обществе. Это и есть признак гения, это синтетическая деятельность, которая до него аналогов не имела.
Никита Рудаков: Вся ваша речь посвящена в основном творческим людям, потому что с творческим началом судить очень легко.
А в науке все понятно. Если человек добился высот. Если получил Нобелевскую премию.
Сергей Савельев: Это моя любимая тема. Последние 30 лет Нобелевские премии за дело получили только 2 человека. Все остальное скажем, липа или очень частный около научный процесс, который выдавали за высочайшее достижение.
Пример. Нашли в свое время так называемые гены обоняния, сказали, что они определяют 100 тыс. оттенков и не кому даже в голову не пришло, что у нас всего 25 тыс. генов рабочих, в человеческом геноме. И все это закончилось ничем.
Второй пример. Недавняя история, про стволовые клетки. Японцы сказали, что если мы пересадим эти 4 гена, то мы из нее сделаем стволовую и из нее получим все что угодно.
Ну, во первых стволовые клетки это липа изначально, а вот этот прием, а прошло 6 лет. Где протезы, выращенные гениальными японцами, где управляемое развитие органов и систем? Этого нет.
Никита Рудаков: Мало времени прошло.
Сергей Савельев:6 лет, это в молекулярной биологии и генетики очень много. Каждые пять лет, даже парадигмы пересматриваются многие. Поэтому пора нам рассказать что-то.
Давно известно, что существует несколько фондов, если хорошие фирмы переводят много денег, то человека ставят на очередь. К сожалению Нобелевская премия, после того как ее вручают вот таким прохиндеям , утратила свой смысл и престиж.
А где Нобелевская премия Менделеева?
Никита Рудаков: Он не дожил.
Сергей Савельев: К сожалению, ее отсутствие очень странно. Много вещей которые сделаны нашими физиками и химиками, но они не нашли отражения
Никита Рудаков: Ну, была холодная война, не давали советским гражданам
Сергей Савельев: Вы хотите сказать. Что Нобелевская премия, это политизированное мероприятие. Она нужна для того чтобы те кто на Западе дает, добивались своих целей.
Сейчас такая ситуация, что если человеку дают Нобелевскую премию в области науки, намного выгоднее от нее отказаться. Если ты идешь на такой контакт, то это позор. Но не в этом дело. Вопрос гениев очень прост. У нас не существует не политизированных объективных критериев гениев. Остается что?
Некоторые решенные задачи, которые до этого не решались. Естественно они вызывают в парадигматическом. Общество научное , оно парадигматическое, т.е. если ты соответствуешь парадигме, например Западной культуре, все будет хорошо. Тебя будут цитировать, публиковать и прочее.
Как только ты не соответствуешь парадигме-все. Какую бы ты чушь не нес.
Никита Рудаков: Так все- таки, какие критерии есть? Нобелевская премия не подходит, публикации в журналах не подходят, популярность среди научного сообщества не подходит. Что подходит?
Сергей Савельев: Подходит только один критерий-время. Через 20-30 лет остается только то, что имеет реальную ценность. А сейчас при коммерциализации науки, что недопустимо нигде в мире. Грантовая система она убивает науку, коммерциализация разрушает ее на корню.
Теперь перейдем к основам гениальности. Мы решили, что действительно гениальностью является то, что если человек способен создавать нечто новое. Как поймать и распознать гения и заставить его работать на себя. Это мечта всех государственных систем.
Никита Рудаков: Вы говорите поймать и распознать, т.е. не вырастить. Значит ли это, что гениями только рождаются и никак не становятся.
Сергей Савельев: Надо родится и надо создать условия, чтобы он реализовался. Но только рождаются. Мозг детей, к сожалению не похож на мозг родителей. Здесь только отбор, только оценка каждого конкретного человека. Мозг любого человека не повторим. Мозг состоит из 300 структур, которые содержат 150 млн. нейронов и эта комбинация всегда уникальна.
Ни один орган, ни одна система внутри нашего организма не имеет такой изменчивости внутри себя, как человеческий мозг. А в чем дело?
Дело в том, что наш мозг настолько индивидуален, что эти различия на количественном уровне, просто число нейронов входящих в конкретную структуру могут различаться в десятки раз. Есть такие поля, у нас этих полей на поверхности мозга около 60, плюс еще подполя.
Это кусочек мозга у поверхности, покрытый бороздами и извилинами, который отвечает за определенные функции. Это доказанная вещь, т.е. локализация функции в коре головного мозга и подкорковых структур, известна любому невропатологу и нейрохирургу. Но проблема состоит в том, что они очень изменчивы. Если разница даже между двумя самыми консервативными структурами мозга может достигать 2-3 кратного размера.
Еще в 30-е годы Филимонов - наш ценротектоник, который еще в те годы заслужил Нобелевскую премию, потому что он впервые показал, что индивидуальная изменчивость структур головного мозга превышает расовую изменчивость и на этом закрыл эту проблему.
В те годы в Германии пришли к власти нацисты, и ему было дано задание, сделать такую работу. Он сделал эту работу на евреях, русских, грузинах, китайцах и еще на туркменах, по-моему. Он показал, что изменчивость 17 поля, затылочного, она может кратно разлучатся между разными людьми и при этом не связано с этническими особенностями индивидуальной изменчивостью, которая перекрывает расовую.
За это надо было дать три Нобелевские премии, хотя на Западе все забыли.
Он первый показал, что это возможно. У меня есть даже книжка на эту тему, где я рассматриваю как раз те образцы, которые в те времена были исследованы.
Никита Рудаков: Это Ленин, Маяковский, Сталин.
Сергей Савельев: Да.
Никита Рудаков: Которые хранятся в институте мозга?
Сергей Савельев: Хранились, сегодняшнее состояние их не известно. Их мозг является доказательством, того что существуют структурные предрасположенности и структурные ограничения. Т.е. существует специализация и суть гения в том, чтобы он нашел такое занятие, которому соответствует структурная, т. е физическая (по количеству нейронов, полей и ядер) предрасположенность головного мозга. Вот тогда он будет гением.
А если он будет заниматься чем - то другим, а не для чего приспособлен его мозг, он будет дураком.
Никита Рудаков: Для того чтобы понять что ты гений или твой ребенок гений, надо обязательно вскрывать черепную коробку? Или можно другим способом, например МРТ?
Сергей Савельев: МРТ максимальное разрешение 150-200 микрон, а чтобы рассмотреть нейрон и определить хотя бы основные поля надо иметь разрешение 1 микрон. До этого еще как пешком до Китая. Но такой томограф уже можно создать как 15 лет. Я непосредственно участвую в проектах, котором занимаются физики, занимающихся рентгеновской оптикой и все условия для этого существуют.
Я не хотел в свое время издавать свою книгу «Изменчивость и гениальность», потому что хотел, чтобы был создан такой томограф. Чтобы наша страна получила преимущество по созданию гениев, которое никакими ракетами и танками компенсировать. Но после многочисленных совещаний, мне сказали, а что мы будем делать с нашими детьми?
Люди, которые принимали решения, забоялись, потому что они явно не гении. У нас сын генерала должен быть генералом, сын министра министром. А это приводит к тому, что в интеллектуальном плане власть всегда деградирует со временем. Это не наследуется. Даже очень талантливый и способный человек, не может наплодить таких же талантливых и способных потомков.
Никита Рудаков: Природа отдыхает.
Сергей Савельев: Не только, там еще мама или папа. Комбинация из 300 переменных, конечно, дает не предсказуемый результат. Тем более генетическая детерминация здесь крайне сомнительна.
Никита Рудаков: У Моцарта папа был прекрасный музыкант.
Сергей Савельев: Да. У нас есть даже композиторы наследственные. Только они пишут паршивую музыку. Дело в том. Что среда, в которой формируется маленький ребенок, оказывает на него колоссальное воздействие. Ранняя профессиональная специализация дает такое преимущество, что на фоне тех, кто ее не прошел, этот маленький ребенок даже довольно бездарный, выросший например, в семье профессиональных музыкантов, имеет огромное преимущество. Поэтому не надо путать раннюю семейную специализацию, когда мозги забиваются с раннего детства этим и когда он столкнётся с ребенком, действительно обладающим этим талантом, то он проиграет по всем статьям.
Никита Рудаков: Но пока министерско - генеральское лобби пока не позволяет, грубо говоря, создать этот томограф, хочется все равно понять, что твой сын, например, предрасположен к чему-то. Как понять, что ребенок предрасположен? Если не расположен ни к чему, то отправлять в ПТУ и мести улицы?
Сергей Савельев: Вы не можете проанализировать особенно ребенка, потому что если ребенок видит поощрение со стороны родителей, то он готов пойти во все тяжкие. А по сколько обезьяны великие имитаторы, а мы обезьяны, то мы готовы, а особенно дети за поощрение и признание окружающих делать все что угодно. А их пустой мозг позволяет заполнять его всякой гадостью. Родители, особенно сами обиженные судьбой, накачивают их, таким образом, а потом выдают за супер талант.
Никита Рудаков: Сейчас все СМИ говорят о девочке 9 лет, которая поступила на психфак МГУ, и пишут гениальный ребенок.
Сергей Савельев: Пусть пишут, посмотрим, что будет после полового созревания. Я участвовал в нескольких проектах, когда отбирали таких гениальных детей, кончалось всегда одинаково. Многих потом встречал, они бутылки собирали.
Никита Рудаков: при этом Моцарт был гением, а он в 4 года написал свою первую сонату.
Сергей Савельев: Когда Моцарт писал свою первую сонату, ему папа не помогал.
Никита Рудаков: Помогал. Даже говорят, что благодаря тому, что слились воедино то, что говорят музыкальная среда и дарование Моцарта.
Сергей Савельев: Понимаете, чем более сомнительна специальность, а психология как-раз сомнительная специальность, тем труднее проверить талант.
Никита Рудаков: Ну, чтобы сдать ЕГЭ в 9 лет надо иметь определенные способности.
Сергей Савельев: Надо иметь железных родителей и заниматься по 5 часов в день. Вопрос тренировки и жесткости подхода. Я не приветствую эти методы. Это обойдется очень дорого девочке. Таких гениев было очень много в советские времена. К сожалению это всегда не очень хорошо кончалось.
К сожалению многие убеждены, что если рано выучить таблицу умножения, то перед нами гений. Но это не так.
Гений это творческое начало, самореализация. У нас была поэтесса, которая безвременно ушла из жизни, с которой носились все советские поэты и рассказывали что она гениальна . В 11 лет она переплюнула Пушкина и Лермонтова.
А на самом деле, пустой детский мозг, получивший поощрение взрослых и получивший образцы поэтических произведений, где любовь, страдание, нежность начинают имитировать.
Эта девочка, ничего не имея ни эмоции, не знания, не жизненного опыта, она начала на потребу взрослых поэтов стала делать свои стихи, которые все признавали супер гениальными, супер талантливыми, но очень быстро все это закончилось. Почему?
Потому что за этим ничего не стояла кроме подражания. Но когда она созрела и в человеческом смысле и гормональном, то она оказалась не на что не способной. Она очень быстро ушла из жизни.
Никита Рудаков: Александр Сергеевич тоже начинал с подражания и имитации.
Сергей Савельев: Вы все время забываете, а сколько еще занималось имитацией и подражанием, когда не было телевидения. Где они все?
Получается эффект большой выборки. Вы запускаете большую выборку, среди них оказывается человек с врожденными, уникальными способностями и вы его сдаете за принцип методики, который вы разработали. Это называется обман. Потому что погоду делают не образцы, которым невозможно подражать из-за их особенности физиологии и прочего. А та масса населения, которая живет по совершенно другим законам. Поэтому в гениальности есть свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому, когда говорят вот методика, а где гении?
Хорошо, если у вас есть только методика. Психологи последние 70 лет бегают по потолку и убеждают, что у них есть методики отбора, и гении сейчас начнут плодиться как тараканы на грязной кухне. Ребята, где это все?
Никита Рудаков: Есть же какие- то схожие черты гениев. Я почитал Эфроимсона Вадима Павловича книга «Генетика гениальности», где он проанализировал более 400 гениев
Сергей Савельев: Эфроимсон был одержим идеей, связанной с концентрацией мочи. Он был не плохой человек и не плохой ученый, но как все люди одержимые одной идеей и готовые пожертвовать даже объективностью, у него там начинается с Александра Македонского. Завираться можно, но как то разумно. Мы знаем много подагриков, которые не являются гениями.
Никита Рудаков: У него есть еще синдром Морфана, это гигантизм или синдром Мориса, когда плод с мужским началом имеет женское направление.
Сергей Савельев: К сожалению, эти подходы как молекулярная генетика, давайте искать ген гениальности или еще лучше ген серийного убийцы.
У меня была такая история. Пришел ко мне один журналист и сказал, давайте снимем фильм про гены серийных убийц. Американцы с этим носились как с писаной торбой и доказывали, что нашли гены, отвечающие за серийных убийц. Если уж комплексное исследование не позволило выяснить даже признаков генетических серийных убийц, которых исследовали по всему миру тьму тьмущую, то о чем говорить, о каких гениях.
Гений это конструкция мозга. Кстати говоря, конструкция мозга впрямую не наследуется, потому что морфогенез нейронов не контролируется генами. Посчитайте 150 миллиардов нейронов и 24-25 генов. На все остальное даже не хватит, если бы даже все гены занимались морфогенезом мозга. Там другие законы и они, кстати, практически не исследуются.
Законы морфогенеза межклеточных взаимодействий, которые детерминируют не через гены, а через межклеточные взаимодействия системы дифференцировки. Этим не занимаются, это не модно, это не финансируется.
У нас есть разные подходы в биологии. Есть тупой исторический протухший, который состоит в том, что у нас есть вещество, вот его вводим, и меняется поведение. Если цианистого кальция ввести, то конечно оно изменится. Правда один раз и навсегда. Нельзя путать токсикологию мозга с тем как он работает в реальности.
Никита Рудаков: А спортсмен в своих видах спорта может считаться гением?
Сергей Савельев: Так давайте давать Нобелевскую премию, потому что в области моторной координации он гений, если у всех выигрывает. Только не надо называть это интеллектуальным развитием.
Никита Рудаков: Для того что бы нарисовать картину например или сыграть лучше всех, тоже не обязательно обладать интеллектом
Сергей Савельев: Для этого как минимум нужно обладать способностью подражания. Любая обезьяна подражает другой обезьяне, и так создаются социальные системы.
Артисты реализуют древнейшее приматную способность подрожать и копировать.
Художнику если он хочет что то создать, а не 100 долларовую банкноту, что тоже полезно, то им надо понимать, что они делают. Я знаю много выдающихся рисовальщиков, но они не понимают для чего и зачем.
Никита Рудаков: Т.е. гениальный человек не может стать и воплотить свою гениальность и реализовать ее, если у него не будет опыта и образования
Сергей Савельев: Конечно. Поэтому гениев нужно отбирать в молодом возрасте, для этого и нужен церебральный сортинг. чтобы поместить его в подходящие условия, дать возможность реализоваться. Не надо ни к чему принуждать. Если ему это окажется оптимальным, он будет получать наилучший результат среди всех окружающих. А кому не хочется быть лучшим?
Церебральный сортинг это ключ к абсолютному счастью, человек будет заниматься тем, от чего он больше всего получает удовольствие.
Никита Рудаков: Ключ к счастью этих гениев, а остальные?
Сергей Савельев: У нас многообразие занятий человеческой деятельности так велико, что любому человеку можно подобрать занятие, если точно знать организацию его мозга.
Не обязательно гениально создавать что-то, он может гайку пилить. Человеческое разнообразие мозга так велико, что даже если мы сделаем сейчас церибральный сортинг всем семи миллиардам, то мы все равно всех трудоустроим по организации мозга.
Никита Рудаков: Но ведь вы не оставляете шанса, тем кому компьютер покажет, что он прирождённый курьер стать математиком.
Сергей Савельев: Пусть становится, не надо ничего запрещать. Но нужно об этом знать.
Никита Рудаков: Из того что вы сказали, получается, что человек талантлив в одном, а как же знаменитая фраза Фейхтвангера, что талантливый человек, талантлив во всем.
Например, Леонардо. Да Винчи и художник и анатом.
Сергей Савельев: Фейхтвангер скажем не гений и его точку зрения распространять на всю планету не нужно.
Да Винчи что он делал?
Никита Рудаков: Он был анатомом, изобретателем, художником.
Сергей Савельев: Он рисовал так, как тогда было положено. Для анатомов создавали картинки выдающиеся художники.
Никита Рудаков: Ну а разобраться, как работает наша сердечнососудистая система
Сергей Савельев: Человек, который занимался много лет такими вещами как механика, для этого надо быть и художником и механиком. Его так же интересовала органическая природа.
Понимаете, область от анатомии до живописи очень близка. Безрукий анатом ничего не препарирует, безрукий художник ничего не нарисует. Это все равно двигательно маторная координация, возможность создавать внутри своего мозга образ того чем ты занимаешься. Поэтому художники изучают ту же самую анатомию.
Никита Рудаков: Чехов был, например хорошим врачом или Булгаков и при этом были великолепными писателями?
Сергей Савельев: Из хорошего врача писатель получается легко, а из писателя врач никогда.
Никита Рудаков: Это же разные области.
Сергей Савельев: Если вас научили писать, а вы занимаетесь человеченкой, то вы можете стать писателем. Пушкин, как известно врача не получилось. Писатели, например, очень не любят ученых, инженеров. Почему? Потому что у них есть профессия.
Ну что - то я из писателей, особенно из советских деревенских не инженеров, не физиков не видел. Из физиков мы много знаем.
Никита Рудаков: Шукшин был писателем и режиссером
Сергей Савельев: Даже актера можно научить режиссёрскому ремеслу. Это все равно одна профессия.
Никита Рудаков: От гения до безумства один шаг. Демокрит писал, что именно безумие рождает уникальных поэтов. Как по - вашему безумие и гениальность они связаны?
Сергей Савельев: Демокрит просто завидовал гениям. Но нет к сожалению. Да бывают проявления, проявления некоторых особенностей у людей с отклонениями. Но существует гигантское число людей с отклонением , которые не способны не к чему.
Классический вариант попытки 10-15 лет назад набрать детей индиго. Если ребенок пришел в школу. Залез под парту и там написал, это признаки гениальности. Тут же его хватали родители. Особенно если это ребенок богатых родителей и за очень дополнительные деньги говорили. Мы из него делаем гения. Где они?
У них не хватало одного витамина Р(ремень). Вот этот витамин надо было им прописывать.
Системные гении, которые долго давали плоды, обычно были нормальными людьми, с довольно устойчивой психикой. Просто они понимали, что делали, использовали свой талант и гениальность по прямому назначению.
Никита Рудаков: А можно понять примерно сколько гениев?
Сергей Савельев: Ну, очень не много. Их вообще было очень мало за все историю человечества. В моей книжке « Изменчивость и гениальность» я привожу список из проверенных около 100 гениев. У которых хотя бы определили массу мозга. Начиная с Данте. А исследованных тщательно, т.е. вообще в 30 –х годах, этот небольшой кусок, когда этим интенсивно занимались.
Сейчас мозги гениев пропадают, никто их не собирает и регулярно не исследует. Поскольку такая работа не ведется и за это надо поблагодарить физиологов, молекулярных биологов, биохимиков, которые сказали , все это ерунда. Все равно у вас 12 цилиндров в машине или 2. Главное, какой бензин залил. И с такой логикой они профурыкали все что можно. И уникальные гении, которые населяли эту планету, оказались не исследованы. В среднем конечно один на миллион.
Никита Рудаков: А много ли гениев, которые не смогли воплотить свою гениальность?
Сергей Савельев: Много, 90%. У кого хватило характера и сил, продолжительности жизни, образования, кому повезло. Ты должен попасть в определенную среду, условия, у тебя должно хватить ума, что бы ни разменять свою жизнь на размножение, еду и доминантность.
Теги: гениальность
234567 Начало активности (дата): 22.09.2021 11:21:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: гениальность, гены, художник, психолог, Нобелевская премия, грант, мозги
12354567899
Похожие статьи
Вынос мозга в космос. Лекция Сергея СавельеваРентген на дому 8 495 22 555 6 8
«Изучение гениальности» Сергей Савельев (Вынос мозга №43)
Сергей Савельев. Иллюзии моделирования мозга
«Церебральный сортинг» Сергей Савельев (Вынос мозга #59)