ЛФК в общеобразовательных учереждениях
В целях обеспечения дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.
В целях обеспечения дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15 % от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе: укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;улучшение показателей физического развития;освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;обучение комплексам упражнений, благоприятно воздействующим на состояние организма учащегося с учетом имеющегося у него заболевания;обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
-
обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
-
обучение правилам личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии со своим самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполнений упражнения.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 с в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого от продолжения теста.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполнений упражнения до момента отказа тестируемого от продолжения теста.
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения - в сентябре, декабре и апреле.
В то же время, несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ, регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5-2 мес.) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении.
Кроме этого, каждый из членов СМГ имеет свой набор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.
В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся,входящих в СМГ, по критериям, которые используются для выставления отметки основной группе обучающихся, нельзя. Для обучающихся, относящихся к СМГ, в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся - членам СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательными, не унижать достоинство ученика; использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре в СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), динамики физической подготовленности и прилежания обучающегося.
Основной акцент при оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (его родителям), выставляется положительная отметка.
Примерные виды практических заданий (выполняются при отсутствии противопоказаний):
-
Выполнить комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.
-
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
-
Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).
-
Комплекс упражнений для развития силы рук (ног, спины, брюшного пресса).
-
Комплекс упражнений для развития координации движений.
-
Комплекс упражнений для развития быстроты.
-
Комплекс упражнений для развития общей выносливости.
-
Комплекс упражнений для развития гибкости.
-
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
-
Выполнить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
-
Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного набора физических упражнений) и выполнить его.
-
Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.
-
Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги.
-
Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного бега и т. п.).
-
Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).
В табл. 1 приведены примерные сроки возобновления занятий физической культурой после некоторых заболеваний и травм (от начала посещения школы).
Таблица 1
Примерные сроки возобновления занятий физической культурой после некоторых заболеваний и травм
Теги: комплекс упражнений
234567 Начало активности (дата): 20.09.2017 12:47:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова: ЛФК, комплекс упражнений, схемы занятий, ОРЗ, ангина, оспа, прыжки, броски
12354567899
Похожие статьи
Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражненийОценка физического развития человека,основные методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК
Формы и методы лечебной физической культуры
Новые аспекты в лечебной культуре при сколиотической болезни у детей и подростков
Организация работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях