30.06.2024
Сведения об авторах:
Теги: бригады скорой медицинской помощи
234567 Начало активности (дата): 30.06.2024 17:46:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: лечебно-эвакуационное обеспечение; догоспитальный этап медицинской помощи; дорожно-транспортные происшествия; дорожно-транспортный травматизм; бригады скорой медицинской помощи
12354567899
Организация оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях в Кемеровской области – Кузбассе
Проведен ретроспективный анализ данных о количестве ДТП и числе пострадавших в них в Кемеровской области за 2020-2023 годы, полученных из программы Автоматизированная система управления «Скорая медицинская помощь».
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на протяжении последнего десятилетия являются одной из ведущих причин травматизма населения на всей территории Российской Федерации. Ежегодно в среднем регистрируются более 200 тысяч случаев, требующих оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. При этом отмечается, что в сравнении с другими причинами получения травм у таких пациентов в 6 раз увеличивается риск инвалидизации [1-4].
В ряде исследований определено, что при оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП догоспитальный этап следует считать одним из самых важных, так как сроки и эффективность его реализации коррелируют с показателями снижения смертности и инвалидизации пациентов [3]. Поэтому организация оказания медицинской помощи на данном этапе должна быть направлена на исключение любых задержек, ведущих к развитию осложнений и гибели пострадавших [5]. В регионах совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе уделяется наибольшее внимание [6, 7].
В Кемеровской области с этой целью был разработан ряд мероприятий, позволивших модернизировать службу скорой медицинской помощи (СМП) региона. С 2019 года в Кузбассе началась реализация регионального проекта «Единая диспетчерская СМП Кузбасса». В течение 3 последующих лет поэтапно были созданы единые диспетчерские службы (ЕДС-03) оказания СМП жителям Северной (в 2021 году) и Южной (в 2022 году) агломераций Кузбасса, обеспечившие прием вызовов от населения региона по единым алгоритмам. В 2021 году на базе ГБУЗ «Кузбасский центр медицины катастроф имени профессора И.К. Галеева» (ГБУЗ КЦМК) появился пост единой диспетчерской службы, позволивший круглосуточно мониторировать оперативную обстановку всех отделений и станций СМП региона, незамедлительно реагировать и принимать решения о выводе резервов службы СМП, вести непрерывный анализ оперативных показателей оказания СМП жителям региона, а также обеспечивать выполнение алгоритмов оказания помощи пострадавшим в ДТП от момента получения вызова до госпитализации пациентов в медицинские учреждения области.
Были проведены мероприятия по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы медико-санитарного обеспечения населения Кемеровской области — Кузбасса в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, в том числе частный план прикрытия ФАД Р-255 «Сибирь» и других региональных автодорог. Обновленный в 2023 году Приказ министерства здравоохранения Кузбасса № 1411 «Об организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на территории Кемеровской области — Кузбасса» утвердил схемы маршрутизации пострадавших с места ДТП и позволил исключить случаи их необоснованной первичной эвакуации в травмоцентры более низкого уровня.
Кроме того, в Кемеровской области — Кузбассе были реализованы мероприятия по развитию санитарной авиации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, планом мероприятий федерального проекта «Развитие системы оказания медико-санитарной помощи», утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение» Совета при Президенте Российской Федерации по национальным проектам и стратегическому развитию № 3 от 14.12.2018 г.
С 2020 года велась работа по созданию сети посадочных вертолетных площадок для обеспечения жителей Кемеровской области — Кузбасса экстренной специализированной медицинской помощью. На сегодняшний день имеются 23 посадочные площадки для целей санитарной авиации, из них 19 находятся непосредственно при стационарах I-II уровня и 4 частные. Таким образом, на данный момент существует возможность осуществления эвакуации пострадавших в ДТП посредством воздушного судна, что значительно сокращает время их нахождения вне медицинской организации.
Цель исследования — проанализировать данные о дорожно-транспортном травматизме на территории Кемеровской области — Кузбасса, а также выделить региональные особенности организационно-методической основы лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших в ДТП.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование проводилось на базе ГБУЗ КЦМК и было одобрено этическим комитетом ГБУЗ КЦМК (протокол № 1 от 15.01.2024 г.).
В ходе работы был осуществлен ретроспективный анализ 12 240 случаев выезда бригад скорой медицинской помощи (БСМП) на место ДТП, произошедших на территории Кузбасса с января 2020 по декабрь 2023 года. Всего данный период включал 13 091 случай оказания скорой медицинской помощи (СМП) пострадавшим в ДТП. Все данные были получены из программы Автоматизированная система управления «Скорая медицинская помощь» (АСУ «СМП»), которая содержит информацию обо всех случаях оказания СМП на территории Кемеровской области — Кузбасса.
Для оценки эффективности системы оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим в ДТП были проанализированы такие критерии, как доля случаев доезда БСМП к месту ДТП в течение 20 минут, число пострадавших, которые с места ДТП непосредственно были маршрутизированы в травмоцентры I уровня с учетом степени тяжести пострадавших, а также число пациентов, эвакуированных в травмоцентры уровня бригадами отделения экстренной и консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (ОЭКМПиМЭ) ГБУЗ КЦМК, которые первоначально были доставлены в травмоцентры и III уровня.
Обработка данных проводилась с использованием комплекса аналитических и статистических методов, позволивших проанализировать и оценить полученные результаты. Статистический анализ данных осуществлялся с помощью пакета программы Statistica 6.1 (Statistica for Windows, USA). Количественные переменные представлены в виде средних арифметических величин (M) и квадратичного отклонения средних арифметических величин (SD), качественные признаки — в виде абсолютных и относительных (%) значений. Статистическая связь между явлениями определялась с применением критерия Спирмена. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевой гипотезы принималось при р < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Согласно полученным данным, в 2020-2023 гг. в Кемеровской области БСМП выезжали на вызовы с поводом «ДТП» 12 240 раз, что составило 1 % от числа всех случаев выезда БСМП на экстренные поводы.
За анализируемый период большинство ДТП (3 534) отмечалось в г., а наименьшее (2 531) — в г. В 2022-2023 гг. рост числа ДТП в области возобновился, что во многом связано со снижением заболеваемости, а также окончательным снятием ранее введенных санитарно-эпидемиологических мер в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией.
Общее число пострадавших в ДТП закономерно коррелировало с количеством случаев ДТП (р = 1,0, p < 0,05) и в 2020 г. составило 3835 человек, в 2021 г. снизилось до 2789 (на 27,3%), в 2022 г. выросло до 3112 (на 10,4 % по сравнению с предыдущим годом), а в 2023 г. увеличилось до 3355 (на 7,3 %).
Максимальное число погибших в ДТП на догоспитальном этапе, составившее 210 человек, было зарегистрировано в 2020 г., в 2021 г. данный показатель снизился до 115 (на 45,3 %), в 2022 г. увеличился до 164 (42,6 % по сравнению с предыдущим годом), в 2023 г. — до 167 (на 1,8 %).
Наибольшее число случаев оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе отмечалось в 2020 г. и составило 3625. В 2021 г. этот показатель снизился до 2674 (на 26,2 %), после чего вновь наблюдалось планомерное увеличение числа случаев оказания помощи БСМП пострадавшим в ДТП: в 2022 г. — до 2948 (на 10,2 %), в 2023 г. — до 3188 (еще на 8,1 %) (табл. 1).
В рамках анализа доступности оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП оценивался такой показатель, как «время доезда БСМП с момента приема вызова до момента прибытия БСМП на место ДТП», являющийся одним из основных при оценке уровня оказания СМП в Кузбассе (табл. 2). При этом было отмечено ежегодное динамическое увеличение доли вызовов с временем доезда до места ДТП в пределах 20 минут.
Кроме того, стоит отметить планомерный рост числа эвакуированных пострадавших с места ДТП непосредственно в травмоцентры I уровня: в 2020 г. — 1324 человека, что составило 52,2 % от числа всех пострадавших, доставленных БСМП в медицинские организации с места ДТП, в 2021 и 2022 гг. — 54,3 % и 54,1 % соответственно. В 2023 г. этот показатель вырос по сравнению с 2020 годом на 5 % (табл. 3). При этом среднее время, затрачиваемое на эвакуацию пострадавших с места ДТП в стационар, было неизменным и составляло 23 минуты.
Несмотря на рост числа случаев эвакуации пострадавших с места ДТП непосредственно в травмоцентры I уровня, часть пациентов доставлялась БСМП в травмоцентры более низкого уровня. В последующем при наличии показаний их перевод осуществлялся бригадами ОЭКМПиМЭ. При этом с каждым годом увеличивалась доля привлечения к осуществлению эвакуации авиатранспорта. Если в 2021 г. только в 5 % случаев пациентов эвакуировали вертолетом, то в 2022 г. этот показатель вырос более чем в 2 раза (на 11 %), а в 2023 г. — в 3,4 раза (на 17 %) (табл. 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обсуждая проблему оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе в Кузбассе, стоит отметить эффективность модернизации службы СМП, которая, в первую очередь, направлена на повышение доступности и качества оказания экстренной помощи, в том числе при ДТП. Благодаря наличию в регионе «Единой диспетчерской СМП Кузбасса» обеспечивается своевременный прием информации о ДТП. Работа в рамках межведомственного регламента приема вызова по единому номеру «112» позволяет осуществлять своевременный обмен данными Службы СМП региона со Службой 112, в том числе с целью привлечения к реагированию на ДТП иных экстренных оперативных служб, что позволяет осуществлять своевременный доезд БСМП к месту большинства ДТП в пределах 20 минут, улучшая этот показатель с каждым годом.
Во многом успешное проведение лечебно-эвакуационных мероприятий связано и с развитием в регионе санитарной авиации. Повышению эффективности работы по совершенствованию оказания СМП пострадавшим в ДТП способствует разработанная на региональном уровне нормативно-правовая база, включающая планы прикрытия автодорог и актуальные схемы маршрутизации пациентов с места ДТП по всему региону.
ЛИТЕРАТУРА
Agadzhanyan VV, Aghalaryan AKh. Social aspects of polytrauma in Kuzbass. Polytrauma. 2024; (1): 6-11. Russian (Агаджанян В. В., Ага- ларян А. Х. Социальные аспекты политравмы в Кузбассе //Политравма. 2024. № 1. С. 6-11.)
Avakumova NV. Medical supporting in road traffic accidents. Emergency Doctor. 2010; (1): 6-7. Russian (Авакумова Н. В. Медицинское обеспечение при дорожно-транспортных происшествиях //Врач скорой помощи. 2010. № 1. С. 6-7.)
Baranov AV, Klyuchevsky VV, Barachevsky YuE. Arrangement of medical aid for victims of road traffic accidents at prehospital stage of medical evacuation. Polytrauma. 2016; (1): 12-17. Russian (Баранов А.В., Ключевский В.В., Барачевский Ю.Е. Организация медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации // Политравма. 2016. № 1. С. 12-17.)
Popov AV, Kaimakova UM, Stetskiy NP. High mortality rates from RTA in the Russian Federation: possible causes and ways to overcome challenges. The World of Transport. 2019; 17(3): 192-205. Russian (Попов А.В., Каймакова У.М., Стецкий Н.П. Высокая смертность при ДТП в Российской Федерации: возможные причины и пути снижения //Мир транспорта. 2019. Т. 17, № 3. С. 192-205.)
Baranov AV, Mordovskiy EA, Baranova IA. Improving the organization of medical care for victims of road accidents on the federal highway in a low-density region of Russia. Disaster Medicine. 2022; (3): 60-64. Russian (Баранов А.В., Мордовский Э.А., Баранова И.А. Совершенствование оказания скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автодороге в регионе России с низкой
плотностью населения //Медицина катастроф. 2022. № 3. С. 60-64.)
Vyaltsin SV, Kostyuk II, Semenova NV, Ashvits IV, Vyaltsin AS, Mir- zaeva MV. Road traffic accidents and stage medical care of the injured, on the example of the Omsk Region. Disaster Medicine. 2023; (4): 42-45. Russian (Вяльцин С.В., Костюк И.И., Семёнова Н.В., Ашвиц И.В., Вяльцин А.С., Мирзаева М.В. Дорожно-транспортные происшествия и этапное оказание медицинской помощи пострадавшим, на примере Омской области //Медицина катастроф. 2023. №4. С. 42-45.)
Shirokostup SV, Zimina EV. Topical issues of providing medical assistance to victims of road transport emergencies in the Altai region. Disaster Medicine. 2022; (2):11-16. Russian (Широкоступ С.В., Зимина Е.В. Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных чрезвычайных ситуациях в Алтайском крае //Медицина катастроф. 2022. № 2. С. 11-16.)
Сведения об авторах:
Радивилко К.С., к.м.н., директор ГБУЗ «Кузбасский центр медицины катастроф имени профессора И.К. Галеева», г. Кемерово, Россия.
Маслакова Д.А., врач-методист ГБУЗ «Кузбасский центр медицины катастроф имени профессора И.К. Галеева», г. Кемерово, Россия.
Теги: бригады скорой медицинской помощи
234567 Начало активности (дата): 30.06.2024 17:46:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: лечебно-эвакуационное обеспечение; догоспитальный этап медицинской помощи; дорожно-транспортные происшествия; дорожно-транспортный травматизм; бригады скорой медицинской помощи
12354567899
Похожие статьи
Реабилитация больных с заболеваниями и травмой шейного отдела позвоночника в раннем и позднем послеоперационном периоде анализ российских и зарубежных рекомендаций)Рентген на дому 8 495 22 555 6 8
Живые легенды НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
Злокачественные новообразования костей и суставных хрящей: остеосаркома, саркома Юинга
Гематологические маркеры перипротезной инфекции при ревизионном эндопротезировании тазобедренного сустава