• 8-495-22-555-6-8
  • 1@trauma.ru
  • Прайслист
  • Контакты
  • WhatsApp
  • Telegram
  • Дзен
  • YouTube
  • FAQ
  • Отзывы
МосРентген Центр
МосРентген Центр
Первая помощь при переломе шейки бедра
  • Услуги
    • МРТ 3 Тесла
    • Трехмерная компьютерная томография
    • Лицензирование рентгеновских кабинетов
  • Товары
    • Цифровой рентген
      • Аппараты для цифрового рентгена
      • Оцифровщики
      • Дигитайзеры
    • Аналоговый рентген
      • Рентгеновская пленка
      • Рентгеновские кассеты
      • Хим. реактивы
  • Статьи
    • Травматология
    • Рентгенология
  • Блог
  • МЕНЮ ЗАКРЫТЬ назад  
МосРентген Центр
 /  Статьи компании МосРентген Центр
 /  Прочее

Особенности чрескостного остеосинтеза при замещении пострезекционных дефектов трубчатых костей кисти

Особенности чрескостного остеосинтеза при замещении пострезекционных дефектов трубчатых костей кисти 15.08.2020

Особенности чрескостного остеосинтеза при замещении пострезекционных дефектов трубчатых костей кисти

Обобщен опыт замещения свободными аутотрансплантатами пострезекционных дефектов, сформированных по поводу опухолевых и опухолеподобных заболеваний трубчатых костей кисти у 19 пациентов.

Традиционно проблема лечения заболеваний кисти вызывает повышенный интерес у многих хирургов. В первую очередь, это обусловлено высокими функциональными требованиями, предъявляемыми к кисти как в профессиональной, так и в повседневной деятельности человека.

Кисть человека, составляя около 2,1 % от общей площади тела человека, имеет сложное строение и выполняет тонкие, важные функции.

Многообразие тканевых структур в пределах кисти обеспечивает возможность возникновения самых различных новообразований.


В структуре общей патологии кисти на долю опухолевых и опухолеподобных поражений приходится 3,5-5,2% клинических наблюдений [2]. Среди опухолей кисти преобладают мягкотканные − 76,1%, на долю костно-хрящевых новообразований приходится до 22,9 % случаев, злокачественные новообразования встречаются в 0,94% клинических ситуаций [1].

Из всех видов костных опухолей чаще всего поражают короткие трубчатые кости кисти энхондромы (70%), при этом наиболее частой локализацией деструктивного процесса являются проксимальные фаланги IV, V пальцев [8].

Реабилитация больных с опухолями и опухолеподобными поражениями костей кисти представляет особые трудности. Это связано с тем, что способы лечения, кроме оперативных, не эффективны, а удаление опухолевых очагов в пределах здоровых тканей предусматривает необходимость ликвидации пострезекционного костного дефекта и последующего восстановления функции кисти [4]. Сформированные пострезекционные костные дефекты встречаются у 26,4 % пациентов, имеющих первичные поражения костной ткани коротких трубчатых костей доброкачественными опухолями и опухолеподобным процессом [1]. Поиск способов замещения пострезекционных дефектов костной ткани является актуальной проблемой современной реконструктивно-восстановительной хирургии [3].

В настоящее время в реконструктивно-восстановительной хирургии отдается предпочтение следующим видам оперативных вмешательств: резекции очага поражения в пределах здоровой ткани (сегментарная резекция, краевая резекция, внутрикостная резекция) и замещение сформированного пострезекционного дефекта кортикально-губчатыми аутотрансплантатами[7].

Ряд исследователей предпочитает использовать имплантаты на основе гидроксиапатитов для замещения пострезекционных дефектов трубчатых костей [5,8,9,10]. Дискутабельным остается вопрос выбора способа фиксации костных фрагментов в послеоперационном периоде. Распространенными методами фиксации сегментов кисти являются гипсовая повязка и интрамедуллярный остеосинтез спицей.

Однако применение указанных выше методов фиксации неизбежно ведет к возникновению стойких контрактур суставов кисти, а как следствие − к ухудшению качества жизни пациентов. Это обстоятельство обусловливает длительные сроки социально-трудовой реабилитации данной категории больных. Очевидно, что адекватный выбор варианта фиксации костных фрагментов кисти является важнейшим звеном хирургического лечения пациентов с опухолевыми и опухолеподобными поражениями трубчатых костей кисти.

Работа выполнена с применением клинического, рентгенологического, морфологического методов исследования и математического анализа. Мы располагаем опытом лечения 19 больных в возрасте от 11 до 63 лет: 10 мужчин и 9 женщин с хондромами коротких трубчатых костей кисти.

У всех пациентов клинико-рентгенологический диагноз был верифицирован гистологически. Очаг деструкции был представлен истонченной кортикальной пластинкой, граничащей с полупрозрачным гиалиновым хрящом.

Микроскопически опухолевая ткань была представлена атипичным гиалиновым хрящом с неправильным и беспорядочным распределением хондроцитов в основном веществе. Отмечался умеренный полиморфизм клеток с преобладанием одноядерных клеток с крупными ядрами (рис. 1).

Большинство обследованных пациентов начало заболевания связывало с травмой, чаще всего незначительной. У пяти больных (1 женщина и 4 мужчины) опухолевый процесс осложнился патологическим переломом, локализованным в зоне очага хондромы. До обращения в РНЦ «ВТО» имени академика Г.А. Илизарова все больные получали только консервативное лечение (обезболивание, фиксация гипсовой лонгетой или шиной).

В зависимости от рентгенанатомических вариантов поражения трубчатых костей кисти, выполнялись следующие виды резекции: внутрикостная резекция − 12 больных; сегментарная резекция с сохранением хондральной пластинки смежного сустава − 5 больных; сегментарная резекция трубчатой кости со смежным суставом − 2 больных.

Величина пострезекционных дефектов составляла от 1,0 до 4,5 см (33-70 % от величины контралатеральной кости).

Для возмещения сформированного дефекта использовался свободный аутотрансплантат кортикальной пластины большеберцовой (13) и гребня подвздошной костей (5). В одном случае использовался трансплантат, забранный из метафиза лучевой кости.

В первой группе пациентов после выполнения внутрикостной резекции свободный аутотрансплантат погружали в сформированный дефект. Пораженную кость, трансплантат и фалангу, смежную с пораженным метафизом фиксировали мини-аппаратом Илизарова. Данная компоновка аппарата позволяла осуществлять дозированную компрессию между реплантатом и материнским ложем перемещением промежуточного узла мини-фиксатора. Одновременно осуществляли дозированное растяжение суставной щели (пястнофалангового или межфалангового) в пределах 2-3 мм для профилактики иммобилизационной контрактуры. У одного пациента, при осложненном патологическим переломом течении заболевания, одновременно в одном узле мини-аппарата трансоссально фиксировали отломок и внутрикостно расположенный аутотрансплантат 2. Данная компоновка аппарата позволяла осуществлять адекватную фиксацию аутотрансплантата и дозированную компрессию на стыке отломков. При выполнении внутрикостной резекции перед коаптацией трансплантата сформированную костную полость обрабатывали этиловым спиртом (экспозиция 3 минуты) и коагулировали.

Свободный аутотрансплантат коаптировался в отломок и суставную поверхность смежной кости (третья группа) или в отломки кости с сохраненными хондральными пластинками (вторая группа).

Трансплантат, дистальный и проксимальный отломки фиксировались мини-аппаратом Илизарова. Компоновка аппарата позволяла осуществлять жесткую фиксацию и поддерживающую компрессию на стыке отломков кости и трансплантата весь послеоперационный период.

У одного пациента после внутрикостной резекции энхондромы была выполнена остеотомия пораженной кости через очаг деструкции перед коаптацией костного аутотрансплантата, остеосинтез мини-аппаратом Илизарова, что позволило осуществлять поддерживающую компрессию на стыках трансплантата и костных фрагментов.


Фиксация в аппарате при внутрикостной резекции продолжалась от 44 до 108 дней (65,6(-\+)14,9), при сегментарной –от 62 до113 дней (87,6(-/+1)2,5). Ранний послеоперационный период исследуемой группы пациентов протекал без осложнений. Послеоперационные раны зажили первичным натяжением, швы снимались на 10-14-е сутки после чрескостного остеосинтеза. Часть больных (8 человек) после заживления послеоперационных ран находились на амбулаторном лечении в поликлинике РНЦ «ВТО» имени академика Г.А. Илизарова, продолжая свою трудовую деятельность. После демонтажа аппарата и удаления спиц у всех пациентов было достигнуто костное сращение трансплантата и реципиентного ложа, полное (100 %) замещение пострезекционного костного дефекта трубчатой кости. По окончании фиксации в аппарате у пациентов, перенесших сегментарную резекцию очага деструкции со смежным суставом (два наблюдения), отмечалось ограничение амплитуды активных движений в смежных суставах до 35-40 градусов. В меньшей степени страдала функция суставов у больных, которым была выполнена внутрикостная резекция опухолей (двенадцать случаев); активные движения в межфаланговых и пястно-фаланговых суставах были сохранены в объеме 60-90 градусов . Оценивая исходы лечения всех пациентов, отмечены хорошие (10 наблюдений) и удовлетворительные (9 наблюдений) результаты. Неудовлетворительных результатов не было. Хорошими результатами считались те, когда в отдаленном периоде у пролеченных пациентов не наблюдалось рецидивов опухолей, отсутствовали ортопедические изъяны, больные возвращались к своей привычной жизни. Удовлетворительными результатами называли те, когда в результате проведенного лечения возникали укорочения сегментов конечностей, деформации, контрактуры суставов кисти, анкилозы суставов. Мы считаем, что в категорию неудовлетворительных результатов следует относить гнойные воспаления, приведшие к удалению трансплантата, своевременно не диагностированные рецидивы опухоли, ампутации, выполненные при возникновении стойких трофических расстройств сегмента. Результаты лечения отслежены в сроки от 6 месяцев до 13 лет.

Для иллюстрации эффективности применения вышеизложенных методик приводим следующие клинические примеры.

Больной П., 20 лет, поступил в клинику Центрас диагнозом: энхондрома проксимальной фаланги II пальца правой кисти. Из анамнеза: в течение двух лет беспокоили периодические боли во II пальце правой кисти, лечения не получал. При поступлении: проксимальная фаланга II пальца утолщена, при пальпации умеренно болезненна. На рентгенограммах: булавовидное вздутие диафиза проксимальной фаланги  II пальца − 2,0 см, кортикальный слой истончен, фрагментирован (рис. 2).
В клинике Центра выполнена операция: внутрикостная резекция опухоли проксимальной фаланги II пальца правой кисти, остеотомия проксимальной фаланги через очаг деструкции. Костная аутопластика дефекта трансплантатом из крыла подвздошной кости, остеосинтез проксимальной фаланги II пальца мини-аппаратом Илизарова. Размер пострезекционного дефекта составил 2,5 см (рис. 3). На стыке трансплантата с костными фрагментами фаланги поддерживалась компрессия. Срок фиксации в аппарате составил 70 дней. Достигнута консолидация, аппарат демонтирован. На рентгенограмме: пострезекционный дефект замещен, признаки консолидации (рис. 4).

 

Через 6 месяцев результат сохраняется. На контрольных рентгенограммах определяется завершение органотипической перестройки аутотрансплантата. Ограничения движений нет. Больной продолжил обучение в ВУЗе.

Больная В., 35 лет, поступила в клинику Центра с диагнозом: хондрома средней фаланги IV пальца левой кисти. Из анамнеза: отмечает травму (ушиб) левой кисти, срок с момента травмы не уточняет. Беспокоят боли в IV пальце левой кисти. При поступлении: отек, болезненное утолщение средней фаланги IV пальца левой кисти. На рентгенограмме: признаки энхондромы средней фаланги, вздутие, истончение кортикальной пластинки (рис. 5, а). В клинике Центра выполнена операция: сегментарная резекция средней фаланги IV пальца левой кисти, костная аутопластика свободным трансплантатом из гребня левой большеберцовой кости, остеосинтез IV луча мини-аппаратом Илизарова. Пострезекционный дефект составил 1,5 см (рис. 5, б). Поддерживающая компрессия, фиксация в аппарате − 90 дней. Аппарат демонтирован, спицы удалены, достигнуто сращение. На рентгенограмме признаки консолидации костных фрагментов (рис. 5, в). Через 7 месяцев достигнутый ранее результат сохраняется. На контрольных рентгенограммах признаки незавершенной органотипической перестройки аутотрансплантата. Движения в суставах IV пальца: пястно-фаланговом 0-90 градусов, дистальном меж фаланговом 0- 60 градусов. Больная продолжает работать по специальности.

Больная С., 45 лет, поступила в клинику Центра с диагнозом энхондрома IV пястной кости правой кисти. Из анамнеза: 4 года назад–перелом IV пястной кости, иммобилизация гипсовой повязкой в течение месяца, достигнута консолидация. Спустя 8 лет появились боли в правой кисти. При поступлении: утолщение IV пястной кости, пальпаторно –боль.

Рентгенологически определялось булавовидное вздутие IV пястной кости на протяжении 3,5 см(рис.6). В клинике Центра выполнена операция сегментарная резекция IV пястной кости на протяжении 4 см, аутопластика дефекта трансплантатом из гребня большеберцовой кости. Остеосинтез IV луча правой кисти мини-фиксатором Илизарова (рис.7). На стыке трансплантата с фрагментом IV пястной кости и основной фалангой IV пальца поддерживалась компрессия. Фиксация аппаратом − 70 дней. Достигнута консолидация. Аппарат демонтирован, спицы удалены. Через 1 год результат лечения сохраняется.


Структура трансплантата уплотнилась (рис. 8). Движения в IV пястно-фаланговом суставе резко ограничены.

ВЫВОДЫ


Таким образом, несмотря на наш скромный опыт реконструкции трубчатых костей кисти с использованием свободных аутотрансплантатов в условиях чрескостного остеосинтеза, можно сделать ряд предварительных выводов. Замещение дефектов коротких трубчатых костей аутотрансплантатами с использованием чрескостного остеосинтеза обеспечивает возможность амбулаторного лечения данной категории пациентов и сохранение социальной и трудовой реабилитации на этапе лечения. Использование для остеосинтеза мини-фиксатора Илизарова обеспечивает жесткую и управляемую фиксацию отломков и трансплантата. Создание и поддержание дозированной компрессии на стыке обеспечивает консолидацию перелома и приращение реплантата к принимающему ложу. Конструктивные особенности аппарата Илизарова позволяют приступить к ранней функциональной нагрузке. Учитывая суб-и тотальный характер пострезекционных дефектов можно говорить о сравнительно небольших сроках остеосинтеза, обеспечивающих восстановление целостности кости за 2-3 месяца. Использование предложенных технологий остеосинтеза и аппаратов внешней фиксации гарантирует полноценную социальную и трудовую реабилитацию пациента на этапе чрескостного остеосинтеза не дожидаясь костного сращения и полноценной органотипической перестройки трансплантата.

Вместе с тем, одним из существенных недостатков свободной аутотрансплантации является длительная органотипическая перестройка реплантатов, связанная с неполноценной реваскуляризацией восстановленной костной ткани, что вполне согласуется с основными литературными данными[3, 10, 11]. По нашим наблюдениям, органотипическая перестройка аутотрансплантатов продолжалась до 1,5-2 лет, особенно длительный процесс ремоделирования претерпевали трансплантаты из компактного слоя большеберцовой кости.

ЛИТЕРАТУРА

1.Замещение пострезекционных дефектов при лечении доброкачественных костных опухолей кисти / В. П. Айвазян [и др. ] // Травма. –2002. -No 2. –С. 185-188.

2.Волкова, А.М. Хирургия кисти. В 3 т. Т. 3 Хирургия повреждений кисти / А. М. Волкова. –Екатеринбург : Урал. рабочий, 1995. -С. 53-61.

3.Зулкарнеев, Р. Р. Хондромы кисти : клиника, диагностика и лечение / Р. Р. Зулкарнеев, Р. А. Зулкарнеев. –Казань : КГМУ, 2002. -44 с.

4.Иванов, В. И. Об оперативном лечении доброкачественных опухолей скелета и фиброзно-диспластических процессов / В. И. Иванов // Восстановительное лечение при доброкачественных опухолях костей и пограничных заболеваниях сб. науч. тр. -М., 1975. -С. 37.

5.Кныш, Н. Г. Опухоли из хрящевой ткани / Н. Г. Кныш, В. И. Королев, Б. А. Толстопятов. –Киев : Здоровя, 1986. –200 с.

6.Аутопластика пострезекционных дефектов трубчатых костей кисти при лечении доброкачественных опухолей и опухолепо-добных заболеваний с использованием чрескостного остеосинтеза / Л. М. Куфтырев, Д. Ю. Борзунов, А. В. Злобин, А. И. Митрофанов // Гений ортопедии. –2004. -No 2. –С. 16-19.

7.Результаты аллопластики у больных, оперированных по поводу доброкачественных опухолей и опухолеподобных поражений костей / И. М. Марин [и др.] // Здравоохранение. –1991. -No 1. –С. 14-18.

8.Оноприенко, Г. А. Лечение дефектов костей с использованием аппарата Илизарова / Г. А. Оноприенко // Труды V Всесоюзного съезда травматологов-ортопедов: в 2 ч. М., 1990. -Ч.2. -С. 50-57.

9.Применение костного цемента «Полакрис» в хирургии доброкачественных опухолей костей / В. Л. Кочнев [и др.] // Человек и его здоровье : материалы восьмого Рос. нац. конгр. -СПб., 2003. -С. 54.


Сведения об авторах:

1.Борзунов Дмитрий Юрьевич –ведущий научный сотрудник лаборатории новых технологий в ортопедии ФГУ «РНЦ «ВТО» им.акад. Г.А. Илизарова», д.м.н.

2.Моховиков Денис Сергеевич −врач-ординатор ортопедического отделения No 8 ФГУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова

Теги: трубчатые кости
234567 Начало активности (дата): 15.08.2020 13:43:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова:  энхондрома, аутотрансплантат, пострезекционный дефект, мини-аппарат Илизарова
12354567899

Похожие статьи

Устранение посттравматических деформации костей кисти с использованием аппарата наружной фиксации
Рентген на дому 8 495 22 555 6 8
Способы формирования первого пальца и луча кисти методом управляемого чрескостного остеосинтеза, разработанного в РНЦ «ВТО»
Артропластика коленного сустава при внесуставных деформациях: какую тактику лечения выбрать? (клиническое наблюдение и обзор литературы)
Ортопедические аспекты классификаций синдрома диабетической стопы
Статьи по заболеваниям
  • Травматология
  • Перелом шейки бедра
  • Туберкулез
Популярные статьи
  • Как выглядит половой акт, секс в аппарате МРТ - видео 28.10.2011
    Сколько держать лед при сильном ушибе? 17.12.2012
    Программа для просмотра МРТ и томограмм 28.10.2016
    Подготовка к рентгену пояснично-крестцового отдела позвоночника 03.10.2015
    Протокол контроля качества работы рентгеновских компьютерных томографов
    Ушиб пальца руки 11.02.2014
    МРТ во время полового акта 02.09.2016
    Мази от ушибов и травм 03.12.2016
    Повязки и перевязочные материалы 19.06.2013
    Какие журналы нужно вести в рентгенкабинете 03.04.2012
Популярные разделы
  • Травматология
  • Травмы и заболевания тазобедренных суставов
  • Артрозы и артриты
  • Все о боли
<
МосРентген Центр | Цифровой рентген на дому
© 1999–2025. Сайт Александра Дидковского
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
  • 8-495-22-555-6-8
  • 1@trauma.ru
  • Прайслист
  • Контакты
  • WhatsApp
  • ЦИФРОВОЙ РЕНТГЕН НА ДОМУ
    8-495-22-555-6-8
    при переломе шейки бедра и пневмонии от компании МосРентген Центр - партнера Института имени Склифосовского
    подробно
  • РЕНТГЕН ПОД КЛЮЧ
    Лицензирование рентгеновских кабинетов
    подробно
  • Продажа цифрового рентгена
    Рентген дигитайзер AGFA CR12-X - оцифровщик рентгеновских снимков
    подробно