01.01.2025
Демографический состав пациентов. Средний возраст пациента с ПШБК составляет 76,8 года. Количество женщин составило 68,96%. Средний возраст пациентов с ОА составил 69,15 года. Женщины среди больных составляют 55,24% (табл. 1). Charette и соавт. в исследовании не указывали средний возраст, пациенты были разделены на группы младше и старше 70 лет [10].
Некоторые данные не могут быть сопоставлены, так как в обсуждаемых публикациях авторы учитывали разные факторы при оценке осложнений. Sasson и соавт. выяснили, что смертность при ПШБК составляет 0,8%, а при ОА - 0,3%, риск инфицирования при ПШБК равен 1,7%, при ОА - 0,3% [11]. Частота вывихов оказалась в 7 раз выше в группе пациентов с переломами [15]. Описанные выше осложнения ограничиваются госпитализацией. C.D. Qin и соавт. описывают, что у 11,1% пациентов с ПШБК и 3% пациентов с О А развиваются осложнения в виде внутрибольничных инфекций [12]. После сопоставления когорт эти цифры составили 10,7% при ПШБК и 4% для пациентов с ОА. Также наблюдается разница в функциональном состоянии пациентов после операции (2% и 9,2% соответственно). Y. Le Manach и соавт. сравнили послеоперационные результаты, где выявили, что внутрибольничная смертность составила 3,42% и 0,18% в несопоставимой группе пациентов и 1,82% и 0,31% в сопоставимой когорте при ПШБК и ОА соответственно [13]. Авторами были описаны инфаркт миокарда (0,36% против 0,22%), сердечная недостаточность (5,22% против 0,77%), ишемический инсульт (0,39% против 0,15%), почечная недостаточность (0,65% против 0,30%) и сепсис (0,27% против 0,09%). Schairer W. и соавт. в своем исследовании описали общую частоту осложнений в когорте пациентов с ПШБК и ОА [9]. Chalette R. S. и соавт. также было проведено сравнение осложнений в группах пациентов с ПШБК и ОА [10]. Результаты сравнения осложнений, исследуемых авторами, представлены в таблице 3.
Суммируя результаты проведенного анализа, можно сказать, что:
В данное исследование было включено пять публикаций, и, несмотря на различные подходы к оценке тех или иных показателей, все они согласуются с тем, что группы пациентов с ПШБК и ОА во многом различаются. Можно сказать, что тип лечения является единственной общей чертой. Это можно заметить по демографическим данным, сопутствующим заболеваниям, результатам операций и осложнениям [14, 20]. Авторы всех упомянутых публикаций сходятся во мнении, что пациенты с ПШБК нуждаются в дополнительном уходе и имеют худший прогноз, нежели пациенты с ОА. Schairer и соавт. выявили, что вероятность смерти пациента после хирургического лечения ПШБК почти в 10 раз выше, чем при ОА тазобедренного сустава [9]. Неблагоприятный исход лечения может быть связан со старческим возрастом и многочисленными сопутствующими заболеваниями у пациентов с ПШБК. Однако R.S. Charette и соавт. провели сопоставление и пришли к выводу, что ПШБК является независимым фактором риска развития сопутствующих заболеваний [10]. Schairer W. и соавт. выяснили, что в группе пациентов с ПШБК частота предоперационных переливаний была выше в группе с ПШБК (2,0% против 0,2%, р=0,002), однако частота послеоперационных переливаний не отличалась между сравниваемыми группами (27% против 24%, р=0,157) [9]. Лечение пациентов с ПШКБ является более дорогостоящим, так как продолжительность пребывания в больнице и частота повторных госпитализаций в данной группе выше.
Blain H., Pascale C., Portero-Muzy N., Bonnel F., Canovas F. Cortical and trabecular bone disruption in the femoral neck in osteophorosis and osteoarthritis. Bone. 2018. P. 43. no. 5. DOI: 10.1016/j.bone.2008.07.236.
Le Manach Y., Collins G., Bhandari M. et al. Outcomes After Hip Fracture Surgery Compared With Elective Total Hip Replacement. JAMA. 2015. P. 1159-1166. no. 11. DOI: 10.1001/jama.2015.10842.
Теги: перелом шейки бедренной кости
234567 Начало активности (дата): 01.01.2025
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: перелом шейки бедренной кости, остеоартрит, эндопротезирование тазобедренного сустава, осложнения, повторная госпитализация, тазобедренный сустав
12354567899
Сравнение результатов тотального эндопротезирования тазобедренного сустава пациентов с переломом шейки бедра и остеоартритом
Тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава (ТЭТБС) является одной из наиболее часто выполняемых операций во всем мире.
Эндопротезирование тазобедренного сустава может быть тотальным или проводиться в виде гемиартропластики. Целью данной процедуры является замена поврежденного элемента тазобедренного сустава (ТБС). Имплант может заменить головку, шейку бедренной кости или суставную поверхность вертлужной впадины. Материалами для изготовления имплантов являются сплавы кобальта, хрома, молибдена, титана, нержавеющая сталь или керамика, которые характеризуются хорошей биосовместимостью. Также применяются различные типы подшипников: металл-полиэтилен, металл-металл, керамика-керамика, керамика-полиэтилен, помимо которых могут использоваться гибридные комбинации, такие как металлические вставки и керамические головки.
ТЭТБС является частой ортопедической процедурой и проводится как при переломе шейки бедра со смещением, так и при ОА. Прогрессирующее развитие медицины, увеличивающее общую продолжительность жизни пациентов, приводит к возрастанию частоты заболеваний старческого возраста, включая ПШБК, что делает оперативное лечение еще более распространенным [1-3].
Частота внутрисуставных переломов шейки бедра входит в первую тройку среди всех переломов бедра [4]. Исследования показывают, что, с точки зрения клинических результатов и частоты повторных операций, несмотря на высокую частоту вывихов, ТЭТБС имеет преимущества перед гемиартропластикой при лечении ПШБК [4-6]. Стоит учесть, что при использовании сустава с двойной подвижностью вероятность вывиха минимализируется, что делает ТЭТБС более предпочтительным методом лечения ПШБК у активных пожилых пациентов [7, 8]. Процедуру целесообразно проводить и при контрактурах ТБС для увеличения подвижности или при остеоартрозе ТБС с целью снижения выраженности болевого синдрома. Несмотря на то что компоненты эндопротеза и проведение ТЭТБС при ПШБК и ОА не отличаются, демографический состав пациентов, сопутствующие заболевания, осложнения и результаты лечения различаются в обеих группах пациентов [912].
Цель исследования - анализ публикаций, связанных со сравнением проведенного тотального эндопротезирования тазобедренного сустава у пациентов, страдающих переломом шейки бедренной кости и остеоартритом, для более глубокого понимания различий между этими двумя группами.
Результаты исследования и их обсуждение
При анализе публикаций авторами учитывались следующие факторы: демографические, сопутствующие заболевания, осложнения, исход. Несмотря на различные подходы авторов к сбору данных, можно, опираясь на сходства в дизайне исследований, в некоторой степени сравнить эти данные.
Демографический состав пациентов. Средний возраст пациента с ПШБК составляет 76,8 года. Количество женщин составило 68,96%. Средний возраст пациентов с ОА составил 69,15 года. Женщины среди больных составляют 55,24% (табл. 1). Charette и соавт. в исследовании не указывали средний возраст, пациенты были разделены на группы младше и старше 70 лет [10].
Исходя из проведенного анализа, установлено, что сопутствующих заболеваний было больше у пациентов с ПШБК, за исключением ожирения, которое чаще встречалось у пациентов с ОА (табл. 2).
В большей части исследовательских работ для оценки предоперационных факторов риска использовалась шкала Американской Ассоциации Анестезиологов (АSА). Исключением являются Sasson и соавт., которые использовали шкалу Дейо [11]. А исследования, проведенные Le Manach и соавт., не подразумевали использования классификаций физического состояния больных [13].
Авторы применяли данные о наиболее распространенных сопутствующих заболеваниях, включая их частоту у пациентов с ПШБК/ОА. На основании публикаций Qin и соавт. и Charette и соавт. в среднем 34,63% пациентов, перенесших операцию по ПШБК, и 59,57% пациентов с ОА были классифицированы ASA I+II. 65,37% пациентов, оперированных по причине ПШБК, и 40,03% - по причине ОА были классифицированы как ASA III+IV [10, 12].
Исследования показывают, что наиболее распространены сопутствующие заболевания в группе пациентов с ПШБК. При этом ожирение и артериальная гипертензия могут чаще встречаться в группе пациентов с ОА [12, 14].
Все исследователи, за исключением Sasson A. и соавт., проводили анализ частоты повторных госпитализаций (табл. 4). В двух публикациях был включен дополнительный параметр, отражающий частоту повторных операций.
Согласно исследованиям, средняя продолжительность пребывания в стационаре пациента с ПШБК составила почти 8 дней, в то время как пациенты с ОА находятся в стационаре приблизительно 5 дней. Более 67% пациентов с ПШБК были переведены в другие больницы. 60% пациентов, прооперированных по поводу ОА тазобедренного сустава, были выписаны домой [16]. Частота потребности в дополнительном послеоперационном уходе была описана в исследовании Qin C. D. и соавт., где было выявлено, что в уходе нуждались 9% пациентов с ПШБК и всего 2% пациентов с ОА [12]. Частота повторных госпитализаций была выше в группе пациентов с ПШБК.
Согласно публикациям с 2016 по 2019 гг., в среднем 3,5% пациентов с ПШБК нуждались в повторной госпитализации, тогда как при ОА она была необходима только 1,5% пациентов. Это может быть связано с увеличением вероятности перипротезного перелома в группе пациентов с ПШКБ, так как уровень минеральной плотности костной ткани различался не только в послеоперационном, но и в предоперационном периоде [17-19].
в среднем пациент с ПШБК на 7,64 года старше пациента с ОА;
в исследованиях отмечается статистически значимое преобладание женского пола;
в группе пациентов с переломами демонстрируется более высокая распространенность сопутствующих заболеваний, за исключением ожирения, которому более подвержены пациенты с ОА;
пациенты ПШБК нуждаются в более длительном периоде госпитализации и более частых гемотрансфузиях;
у пациентов с ПШКБ осложнения встречаются в 2 раза чаще, чем при ОА;
ухудшение функционального состояния после операции и большая частота переводов в другие медицинские организации или учреждения по уходу демонстрируются у пациентов с ПШБК.
В данное исследование было включено пять публикаций, и, несмотря на различные подходы к оценке тех или иных показателей, все они согласуются с тем, что группы пациентов с ПШБК и ОА во многом различаются. Можно сказать, что тип лечения является единственной общей чертой. Это можно заметить по демографическим данным, сопутствующим заболеваниям, результатам операций и осложнениям [14, 20]. Авторы всех упомянутых публикаций сходятся во мнении, что пациенты с ПШБК нуждаются в дополнительном уходе и имеют худший прогноз, нежели пациенты с ОА. Schairer и соавт. выявили, что вероятность смерти пациента после хирургического лечения ПШБК почти в 10 раз выше, чем при ОА тазобедренного сустава [9]. Неблагоприятный исход лечения может быть связан со старческим возрастом и многочисленными сопутствующими заболеваниями у пациентов с ПШБК. Однако R.S. Charette и соавт. провели сопоставление и пришли к выводу, что ПШБК является независимым фактором риска развития сопутствующих заболеваний [10]. Schairer W. и соавт. выяснили, что в группе пациентов с ПШБК частота предоперационных переливаний была выше в группе с ПШБК (2,0% против 0,2%, р=0,002), однако частота послеоперационных переливаний не отличалась между сравниваемыми группами (27% против 24%, р=0,157) [9]. Лечение пациентов с ПШКБ является более дорогостоящим, так как продолжительность пребывания в больнице и частота повторных госпитализаций в данной группе выше.
Поведенное исследование имеет несколько ограничений. Во-первых, анализируемые данные не являются единообразными. Во-вторых, имеются различия в структуре исследований разных авторов. Период наблюдения, исследуемые осложнения не были однородными, поэтому проведенные расчеты могут быть лишь ориентировочными.
Заключение
Таким образом, ТЭТБС является оптимальным вариантом лечения пациентов как при ОА, так и при ПШБК. Так как упомянутые заболевания имеют ряд отличий, лечение каждого из них должно предусматривать индивидуальный подход.
Список литературы
Gullberg B., Johnell O., Kanis J.A. World-wide projections for hip fracture. Osteoporos Int. 1997. P. 407-413. no. 5. DOI: 10.1007/pl00004148.
Lu Y/, Uppal H/S. Hip Fractures: Relevant Anatomy, Classification, and Biomechanics of Fracture and Fixation. Geriatric Orthopaedic Surgery & Rehabilitation. 2019. P. 10. no. DOI: 10.1177/2151459319859139.
Blain H., Pascale C., Portero-Muzy N., Bonnel F., Canovas F. Cortical and trabecular bone disruption in the femoral neck in osteophorosis and osteoarthritis. Bone. 2018. P. 43. no. 5. DOI: 10.1016/j.bone.2008.07.236.
Natalia Zalc L., Lucas da Ponte M., David Gon9alves N., Brandao de Andrade e Silva F.,
Kojima K. E., Jorge Santos S. Femoral neck fractures garden I and II: evaluation of the deviation in lateral view. Acta Ortopedica Brasileira. 2017. P. 25. no. 2. DOI: 10.1590/1413-
785220172502169349.
Wang F., Zhang H., Zhang Z., Ma C., Feng X. Comparison of bipolar hemiarthroplasty and total hip arthroplasty for displaced femoral neck fractures in the healthy elderly: a meta-analysis. BMC Musculoskelet Disord. 2015. P. 229. no. 1. DOI: 10.1186/s12891-015-0696-x.
Yu L., Wang Y., Chen J. Total hip arthroplasty versus hemiarthroplasty for displaced femoral neck fractures: meta-analysis of randomized trials. Clin Orthop Relat Res. 2012. P. 2235-2243. no. 8. DOI: 10.1007/s11999-012-2293-8.
Boukebous B., Boutroux P., Zahi R, Azmy C., Guillon P. Comparison of dual mobility total hip arthroplasty and bipolar arthroplasty for femoral neck fractures: A retrospective case-control study of 199 hips. Orthop Traumatol Surg Res. 2018. P. 369-375. no. 3. DOI: 10.1016/j.otsr.2018.01.006.
Jones C.W., De Martino I., D’Apolito R., Nocon A.A., Sculco P.K., Sculco T.P. The use of dual-mobility bearings in patients at high risk of dislocation. The Bone & Joint Journal". 2019. P. 101. no. 1. DOI: 10.1302/0301-620x.101b1.bjj-2018-0506.r1.
Schairer W.W., Lane J.M., Halsey D.A., Iorio R., Padgett D.E., McLawhorn A.S. The Frank Stinchfield Award : Total Hip Arthroplasty for Femoral Neck Fracture Is Not a Typical DRG 470: A Propensity-matched Cohort Study. Clin Orthop Relat Res. 2017. P. 353-360. no. 2. DOI: 10.1007/s11999-016-4868-2.
Charette R.S., Sloan M., Lee G.-C. Not all hip arthroplasties are created equal increased complications and re-admissions after total hip arthroplasty for femoral neck fractures compared with osteoarthritis. The Bone & Joint Journal". 2019. P. 101. no. 6. DOI: 10.1302/0301- 620X.101B6.BJJ-2018-1427.R1.
Sassoon A., D'Apuzzo M., Sems S., Cass J., Mabry T. Total hip arthroplasty for femoral neck fracture: comparing in-hospital mortality, complications, and disposition to an elective patient population. J Arthroplasty. 2013. P. 1659-1662. no. 9. DOI: 10.1016/j.arth.2013.01.027.
Qin C.D., Helfrich M.M., Fitz D.W., Oyer M.A., Hardt K.D., Manning D.W. Differences in Post-Operative Outcome Between Conversion and Primary Total Hip Arthroplasty. J. Arthroplasty. 2018. P. 1477-1480. no. 5. DOI: 10.1016/j.arth.2017.11.039.
Le Manach Y., Collins G., Bhandari M. et al. Outcomes After Hip Fracture Surgery Compared With Elective Total Hip Replacement. JAMA. 2015. P. 1159-1166. no. 11. DOI: 10.1001/jama.2015.10842.
Spinelli L.F., Pagnussato F., Ribeiro T.A., Guareze F.S., Feder M.G., Macedo C.A.S., Moreira L.F., Galia C.R. Clinical, laboratory and densitometric comparison of patients with coxarthrosis and femoral neck fractures. Rev Col Bras Cir. 2018. P.
45. no. 5. DOI: 10.1590/0100- 6991e-20181985.
Wallner O., Stark A., Muren O., Eisler T., Skoldenberg O. Unstable hip arthroplasties. A prospective cohort study on seventy dislocating hips followed up for four years. Int Orthop. 2015. P. 1037-1044. no. 6. DOI: 10.1007/s00264-014-2583-8.
Fu M.C., Samuel A.M., Sculco P.K., MacLean C.H., Padgett D.E., McLawhorn A.S. Discharge to Inpatient Facilities After Total Hip Arthroplasty Is Associated With Increased Postdischarge Morbidity. J. Arthroplasty. 2017. P. 144-149. no. 9. DOI: 10.1016/j.arth.2017.03.044.
Mann T., Eisler T., Boden H. et al. Larger femoral periprosthetic bone mineral density decrease following total hip arthroplasty for femoral neck fracture than for osteoarthritis: a prospective, observational cohort study. J. Orthop Res. 2015. P. 504-512. no. 4. DOI: 10.1002/jor.22783.
Lindahl H. Epidemiology of periprosthetic femur fracture around a total hip arthroplasty. Injury. 2007. P. 651-654. no. 6. DOI: 10.1016/j.injury.2007.02.048.
Springer B.D., Etkin C.D., Shores P.B., Gioe T.J., Lewallen D.G., Bozic K.J. Perioperative Periprosthetic Femur Fractures are Strongly Correlated With Fixation Method: an Analysis From the American Joint Replacement Registry. J. Arthroplasty. 2019. P. 352-354. no. 7. DOI: 10.1016/j.arth.2019.02.004.
Rapin C.H., Lagier R. Raised serum albumin in hip osteoarthrosis: a comparative study in women of some blood chemical parameters in aging and in cases of femoral neck fractures, osteoporotic vertebral crush fractures, and hip osteoarthrosis. Ann Rheum Dis. 1988. P. 576-581. no. 7. DOI: 10.1136/ard.47.7.576.
Авторы:
Минасов Б.Ш., Минасов Т.Б., Кабиров Р.Д., Глазунов С.Ю., Халиков А.А. - ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России», Уфа
Теги: перелом шейки бедренной кости
234567 Начало активности (дата): 01.01.2025
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: перелом шейки бедренной кости, остеоартрит, эндопротезирование тазобедренного сустава, осложнения, повторная госпитализация, тазобедренный сустав
12354567899
Похожие статьи
Пациент-связанные факторы риска осложнений после первичных эндопротезирований тазобедренного сустава и ревизионных вмешательствРентген на дому 8 495 22 555 6 8
Латеральная кортикотомия при нарушении консолидации внесуставных переломов проксимального отдела бедренной кости
Многоэтапное лечение открытого перелома бедра с дефектом кости, мягких тканей и бедренной артерии
Прогностическая модель потенциального риска развития осложнений у пациентов с переломами проксимального отдела бедренной кости