08.08.2024
Идиопатический сколиоз — наиболее частая форма морфологического сколиоза, который развивается у практически здоровых детей в течение любого периода роста [1]. Сколиотическая дуга величиной более 10°, измеренная по Cobb, у пациента в возрасте младше 10 лет обозначена термином «ранняя атака сколиоза» вследствие плохого прогноза в сравнении со сколиозами у подростков [2].
У пациентки С., 2006 г. рождения, со слов матери и по данным доступной медицинской документации, сколиоз выявлен в возрасте 5 лет. На рентгенограмме её позвоночника, со слов матери, определялась сколиотическая дуга величиной около 30°, но эта рентгенограмма была утеряна.
К августу 2019 г. (возраст 13 лет, Risser-знак = 2) у пациентки произошёл резкий «ростовой скачок», потребовавший плановой замены корсета (корсет № 3). К этому времени у пациентки сколиотическая дуга вне корсета уменьшилась до 3° (рис. 5). В январе 2023 г., в возрасте 16 лет, она закончила лечение с остаточной сколиотической дугой 12 ° по Cobb (рис. 6).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Информация об авторах:
Теги: сколиоз
234567 Начало активности (дата): 08.08.2024 23:06:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: корсетирование, ювенильный идиопатический сколиоз, неоперативное лечение
12354567899
Результат использования корсета 3D немецкой школы в лечении пациентки с ювенильным идиопатическим сколиозом
Использована медицинская документация пациентки С., включавшая анамнестические, клинические и рентгенологические данные в течение которого она использовала корсет 3D немецкой школы (3D НШ).
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее частыми видами нехирургического лечения пациентов с ювенильным идиопатическим сколиозом (ЮИС) являются наблюдение и корсетное лечение. Корсетное лечение применяют у детей с дугами величиной от 25 до 60° по Cobb с целью остановки прогрессирования деформации и предупреждения необходимости в хирургической коррекции [3-7]. Успешность корсетного лечения при ЮИС варьирует от 12,5 до 95 % из-за различий в методах исследования, дизайнах корсетов и продолжительности контроля [7-11], что свидетельствует об отсутствии консенсуса и единых рекомендаций в назначении этого лечения. Детям с ЮИС наиболее часто назначаются корсеты Мильвоки (англ.: МВ — Milwaukee Brace), Бостон (англ.: BSB — Boston Scoliosis Brace), грудо-пояснично-крестцовый ортез (англ.: TLSO — Thoraco-Lumbo-Sacral Orthosis) [5].
В последние десятилетия в Центральной Европе широкое распространение приобретает использование корсетов, разработанных на основе идеи J. Cheneau (Cheneau brace), в лечении пациентов с адолесцент- ным идиопатическим сколиозом (АИС), изготовленных вручную или с применением системы компьютерного моделирования и производства (CAD/CAM) [12, 13]. Базовая идея такого типа корсетов — дизайн высоко специфичного контакта и зон экспансии на позитивной матрице тела пациента, обеспечивающих региональную деротацию позвонков в сколиотической дуге с краниальными и каудальными противоротационными силами. В определении индивидуального дизайна корсета для пациентов используют расширенную классификацию моделей сколиотических дуг по Lehnert - Schroth [14] и ее модификацию по Rigo [15]. Установлено, что применение корсета типа Cheneau в лечении пациентов с АИС предупреждает прогрессирование сколиотических дуг до величин, требующих хирургического лечения [16, 17]. Данный тип корсета используют при лечении пациентов с АИС в России [18] и в Республике Беларусь [19].
Цель работы — продемонстрировать результат использования функционально-корректирующе- го корсета 3D немецкой школы в лечении пациентки с ЮИС в период от момента атаки деформации до наступления зрелости скелета.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Материалом данной работы явился клинический случай корсетного лечения пациентки С., 9 лет, с верифицированным диагнозом ЮИС. Анализ истории болезни, клинических и рентгенологических данных и инструментальные методы обследования пациентки выполнены в соответствии с этическими нормами Хельсинкской декларации 1975 г., пересмотренными в 2013 г., и одобрены этическим комитетом учреждения. Законные представители пациентки дали добровольное информированное согласие на публикацию результатов исследования без раскрытия личности.
Использованная доступная медицинская документация отражала анамнез, динамику клинических и рентгенологических показателей тела и позвоночника пациентки под влиянием лечения с использованием корсета 3D немецкой школы (3D НШ) в период с 2018 по 2023 г. Корсет 3D НШ, который мы использовали в данном клиническом наблюдении, является функционально-корректирующим корсетом, отечественным дериватом так называемого корсета Cheneau. Дизайн корсета 3D НШ определён как 3CL/B2 по классификации моделей сколиотических дуг Lehnert - Schroth / Rigo. Назначен режим ношения корсета в течение 20 час. в сут.
Рентгенографию позвоночника проводили на аппарате для телерентгенографии фирмы Millenium до назначения корсета, в корсете и в дальнейшем в процессе лечения (1 раз в год) в положении стоя в задне-передней проекции. Угол сколиотической дуги определяли в градусах, измеренных по методике Cobb. Учитывая величину и направленность сколиотической дуги, пациентке выполнена магнитнорезонансная томография (МРТ) позвоночника.
Эффективность использования корсета оценивали по критериям SRS [20]. Улучшением считается уменьшение угла Cobb более чем на 5°; стабилизацией — вариация угла Cobb от +5° до -5°, неблагоприятным результатом — увеличение угла Cobb более чем на 5° или значения угла по Cobb более 45° на момент наступления зрелости скелета, что является показанием к хирургическому лечению.
Зрелость скелета пациентки оценивали по знаку Risser (степень окостенения апофизов крыльев таза от 0 до 5) [21]. Пациентке начато лечение при знаке Risser = 0, что указывало на незрелость костной системы, а завершено — при знаке Risser = 5, что указывало на законченный рост костной системы. В процессе лечения в связи с ростом позвоночника и тела пациентке пришлось заменять корсет с сохранением его дизайна.
У пациентки С., 2006 г. рождения, со слов матери и по данным доступной медицинской документации, сколиоз выявлен в возрасте 5 лет. На рентгенограмме её позвоночника, со слов матери, определялась сколиотическая дуга величиной около 30°, но эта рентгенограмма была утеряна.
Пациентка с ноября 2016 г. (в возрасте 9 лет) находится на лечении под нашим контролем в клинике детской хирургии Ярославского государственного медицинского университета на базе медицинского центра «Родник здоровья» (Ярославль).
При клиническом обследовании у неё выявлены асимметрия треугольников талии и выступание левой лопатки, а на рентгенограмме позвоночника определялась небольшая грудная правосторонняя (Th3-Th10) 6° и левосторонняя грудопоясничная сколиотическая дуга (Th10-L4) 25° по Cobb (рис. 1). Знак Risser = 0. По данным МРТ позвоночника патология спинного мозга исключена.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Первоначально пациентке начато лечение корсетом модели Gensingen (корсет № 1) под контролем доктора H.R. Weiss. Но с 2018 г. оно продолжено нашим отечественным аналогом (корсет № 2 и № 3) — функционально-корректирующим корсетом 3D немецкой школы (корсет 3D НШ). Методика изготовления позитива корсета 3D НШ разработана T.O. Могилянцевой (рис. 2). Через 1 мес. после начала ношения корсета пациентке произведена рентгенография позвоночника в корсете. Коррекция сколио- тической дуги, достигнутая в корсете (in brace correction), представлена на рисунке 3. Пациентке предписан режим ношения корсета — 20 час. в сут.
В процессе лечения пациентку осматривали каждые 3-4 месяца. Клинически контролировали «работу» корсета и его состояние, при необходимости производили замену ремней и установку корректирующих пелотов. Степень коррекции сколиотической дуги оценивали рентгенологически (рис. 4)
ОБСУЖДЕНИЕ
Пациентка С. начала получать корсетное лечение в возрасте 9 лет с величиной сколиотической дуги 25° по Cobb. Эти параметры дают основание считать такой сколиоз ювенильным. Так как прогрессирование ЮИС происходит со скоростью 4-7° в год [6], то сведения из анамнеза о том, что его атака случилась в возрасте 5 лет, являются достоверными. Мы не можем утверждать, что изначальная сколиотическая дуга у пациентки составляла 30°, в связи с потерей рентгенограммы.
Согласно критериям SRS, наличие сколиотической дуги 25° по Cobb у детей и подростков является показанием к корсетному лечению [5]. В связи с этим начало лечения у нашей пациентки можно признать своевременным.
Верификация ЮИС у пациентки, имеющей левостороннюю направленность сколиотической дуги величиной более 20°, потребовала проведения МРТ позвоночника для исключения интраспинальной патологии [22]. В результате этого исследования гидромиелия у нашей пациентки не обнаружена.
В выборе дизайна корсета мы руководствовались отсутствием консенсуса по корсетному лечению пациентов с ЮИС, а также возможностью выбора наиболее эффективных вариантов корсета. Согласно данным авторов из Центральной Европы, наибольшую эффективность в коррекции сколиотической деформации у пациентов с АИС проявил корсет типа Cheneau, в частности корсет модели Gensingen [17].
Второй автор данной статьи прошла обучение у доктора H.R. Weiss, который является учеником J. Cheneau и продолжателем развития этого направления. С 2018 г. лечение пациентки продолжено корсетом 3D НШ — полным отечественным аналогом корсета Gensingen. В знак признательности разработчику классификации моделей сколиотических дуг и соответствующих дизайнов корсетов мы назвали наш корсет — «корсет 3D немецкой школы». По конструкции и воздействию на тело и позвоночник пациента он полностью соответствует базовым принципам, разработанным J. Cheneau и его учеником H.R. Weiss [23]. В изготовлении использована технология CAD/CaM, позволяющая в отличие от гипсовых слепков тела максимально точно учесть контуры тела пациентки для индивидуализации корсета и точного воздействия сил давления на соответствующие области тела в корсете.
Производство корсета 3D НШ организовано вторым автором данной статьи в «Центре немецких технологий лечения сколиоза» (Санкт-Петербурге, Россия).
Корсет 3D НШ предусматривает разные дизайны и конструкции для лечения пациентов согласно моделям сколиотических дуг по результатам рентгенографии. У пациентки С., согласно расширенной классификации сколиоза по моделям дуг Lehnert - Schroth [12] в модификации Rigo [13], утверждён дизайн корсета 3CL/B2, который не менялся в процессе лечения.
По данным литературы, наилучший эффект получен при полно-временном ношении корсета (23 часа в сутки) [13]. Практически, этот режим ношения корсета соблюдался у пациентки С.
Рентгенограмма в корсете показывала степень коррекции (in brace correction) и потенциал ожидаемого лечебного эффекта [24]. У нашей пациентки этот показатель составил 90 % и явился хорошим прогностическим знаком для успешности лечения.
В литературе мы встретили три клинических случая с описанием пациентов с ЮИС, лечившихся с использованием корсетов Boston [6] и типа Cheneau [18, 25]. Авторы этих публикаций сообщили об успешной коррекции сколиотической деформации у пациентов к моменту наступления зрелости скелета, исключающей необходимость хирургической коррекции. Наш клинический случай демонстрирует успешный результат лечения пациентки с ЮИС с помощью функционально-корректирующего корсета 3D НШ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описанный клинический случай демонстрирует высокую эффективность корсета 3D НШ как представителя нового поколения корсетов, разработанных на основе идеи J. Cheneau, при коррекции деформации у пациентки с ЮИС, позволяющего при своевременном начале и полноценной продолжительности лечения избежать необходимости хирургического вмешательства к моменту наступления зрелости скелета.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Negrini S, Donzelli S, Aulisa AG, et al. 2016 SOSORT guidelines: orthopaedic and rehabilitation treatment of idiopathic scoliosis during growth. Scoliosis Spinal Disord. 2018;13:3. doi: 10.1186/s13013-017-0145-8
Skaggs D, Guillaume T, El-Hawary R, et al. Early onset scoliosis consensus statement, SRS Growing Spine Committee 2015. Spine Deform. 2015;3(2):107. doi: 10.1016/j.jspd.2015.01.002
Masso PD, Meeropol E, Lennon E. Juvenile-onset scoliosis followed up to adulthood: orthopaedic and functional outcomes. JPediatr Orthop. 2002;22(3):279-284.
Dobbs MB, Weinstein SL. Infantile and juvenile scoliosis. Orthop Clin North Am. 1999;30(3):331-341. doi: 10.1016/ s0030-5898(05)70090-0
Lenke LG, Dobbs MB. Management of juvenile idiopathic scoliosis. J Bone Joint Surg Am. 2007;89(Suppl_1):55-63. doi: 10.2106/JBJS.F.00644
Aulisa AG, Guzzanti V, Marzetti E, et al. Brace treatment in juvenile idiopathic scoliosis: a prospective study in accordance with the SRS criteria for bracing studies - SOSORT award 2013 winner. Scoliosis. 2014;9:3. doi: 10.1186/1748-7161-9-3
Khoshbin A, Caspi L, Law PW, et al. Outcomes of bracing in juvenile idiopathic scoliosis until skeletal maturity or surgery. Spine (Phila Pa 1976). 2015;40(1):50-55. doi: 10.1097/BRS.0000000000000669
Babaee T, Kamyab M, Ganjavian MS, et al. Success Rate of Brace Treatment for Juvenile-Onset Idiopathic Scoliosis up to Skeletal Maturity. Int J Spine Surg. 2020;14(5):824-831. doi: 10.14444/7117
Robinson CM, McMaster MJ. Juvenile idiopathic scoliosis. Curve patterns and prognosis in one hundred and nine patients. J Bone Joint Surg Am. 1996;78(8):1140-1148. doi: 10.2106/00004623-199608000-00003
Tolo VT, Gillespie R. The characteristics of juvenile idiopathic scoliosis and results of its treatment. J Bone Joint Surg Br. 1978;60-B(2):181-188. doi: 10.1302/0301-620X.60B2.659460
Kahanovitz N, Levine DB, Lardone J. The part-time Milwaukee brace treatment of juvenile idiopathic scoliosis. Long-term follow-up. Clin OrthopRelatRes. 1982;(167):145-151.
Weiss H.R: “Brace technology” thematic series - the Gensingen brace™ in the treatment of scoliosis. Scoliosis 2010 5:22. doi: 10.1186/1748-7161-5-22.
Rigo M, Jelacic M. Brace technology thematic series: the 3D Rigo Cheneau-type brace. Scoliosis Spinal Disord. 2017;12:10. doi: 10.1186/s13013-017-0114-2
Weiss HR, Turnbull D, Seibel S, Kleban A. First end-result of a prospective cohort with AIS treated with a CAD Cheneau style brace. JPhys Ther Sci. 2019;31(12):983-991. doi: 10.1589/jpts.31.983
Rigo MD, Villagrasa M, Gallo D. A specific scoliosis classification correlating with brace treatment: description and reliability. Scoliosis. 2010;5(1):1. doi: 10.1186/1748-7161-5-1
Weinstein SL, Dolan LA, Wright JG, Dobbs MB. Effects of bracing in adolescents with idiopathic scoliosis. N Engl J Med. 2013;369(16):1512-1521. doi: 10.1056/NEJMoa1307337
Taghi Karimi M, Rabczuk T, Kavyani M. Evaluation of the efficiency of the Cheneau brace on scoliosis deformity : A systematic review of the literature. Orthopade. 2018;47(3):198-204. doi: 10.1007/s00132-018-3529-4
Николаев В.Ф., Барановская И.А., Андриевская А.О. Результаты применения функционально-корригирующего корсета типа Шено в комплексной реабилитации детей и подростков с идиопатическим сколиозом. Гений ортопедии. 2019;25(3):368-377. doi: 10.18019/1028-4427-2019-25-3-368-377
Тесаков Д.К. Корсетное лечение детей и подростков с деформациями позвоночника IV степени. Хирургия позвоночника. 2010;(2):25-34. doi: 10.14531/ss2010.2.25-34
Richards BS, Bernstein RM, D'Amato CR, Thompson GH. Standardization of criteria for adolescent idiopathic scoliosis brace studies: SRS Committee on Bracing and Nonoperative Management. Spine (Phila Pa 1976). 2005;30(18):2068-2075; discussion 2076-2077. doi: 10.1097/01.brs.0000178819.90239.d0
Wang SF, Oiu Y, Zhu ZZ, et al. Assessment of the residual spine growth potential in idiopathic scoliosis by risser sign and histological grading. Zhonghua Yi Xue Za Zhi. 2008;88(7):461-464. (In Chin.)
Gupta P, Lenke LG, Bridwell KH. Incidence of neural axis abnormalities in infantile and juvenile patients with spinal deformity. Is a magnetic resonance image screening necessary? Spine (Phila Pa 1976). 1998;23(2):206-210. doi: 10.1097/00007632-199801150-00011
Weiss HR. Spinal deformities rehabilitation - state of the art review. Scoliosis. 2010;5:28. doi: 10.1186/1748-7161-5-28
Weiss HR, Rigo M. Expert-driven Cheneau applications: Description and in-brace corrections. Physiother TheoryPract. 2011;27(1):61-67. doi: 10.3109/09593985.2010.503991
Sauvagnac R, Rigo M. Evolution of Early Onset Scoliosis under Treatment with a 3D-Brace Concept. J Clin Med. 2022;11(5):1186. doi: 10.3390/jcm11051186
Информация об авторах:
Валерий Фёдорович Бландинский — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
Татьяна Олеговна Могилянцева — заведующая отделением
Яна Игоревна Павлова — врач травматолог-ортопед, соискатель
Теги: сколиоз
234567 Начало активности (дата): 08.08.2024 23:06:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: корсетирование, ювенильный идиопатический сколиоз, неоперативное лечение
12354567899
Похожие статьи
МСКТ-семиотика позвонков у больных со стенозом шейного отдела позвоночникаРентген на дому 8 495 22 555 6 8
Переходные пояснично-крестцовые позвонки у детей и подростков (обзор литературы, иллюстрированный собственными клиническими наблюдениями)
Анализ заболеваемости костно-мышечной системы у детей и организация специализированной помощи в Санкт-Петербурге
Проблемы оперированного позвоночника. Лечение несостоятельности транспедикулярной фиксации и патологии смежного уровня:клинический случай