Сестра и больной
От медсестер, возвращающихся с работы в больнице или поликлинике, часто можно слышать жалобы на усталость: "Так много сегодня было работы!", "Я так устала!". Действительно, работа эта нелегкая, а подчас и чрезмерная, от нее нетрудно и устать. Множество работ посвящено исследованию деятельности сестер, ложащейся на них нагрузки, в них указываются даже километры того пути, который им приходится совершать за день, число сделанных шагов. Если внимательно присмотреться к такому тяжелому дню работы сестры, то мы увидим, что обычно эти дни приходятся на такие периоды, когда в больнице или поликлинике особенно много "тяжелых" больных, работать с которыми, естественно, совсем не просто. Не раз можно наблюдать, что усталость и раздражительность вызываются не количеством выполненной работы, а эмоциональной нагрузкой, столкновениями, спорами, необходимостью постоянно держать себя в руках ("Сколько раз приходится смолчать, проглотить обиду"). После такого тяжелого рабочего дня сестра нередко еще и получает выговор, поскольку больные жаловались на нее. А ведь "она сделала все возможное", и внешне это и в самом деле так.
Старательная, прилежная сестра действительно делает все возможное, и все-таки в связи с ее работой в отделении нередко возникают обиды, споры, напряженность. В амбулаторных учреждениях большой проблемой для врачей и сестер может послужить нетерпеливость, беспокойство больных во время ожидания приема. В чем же причина всех этих затруднений?
Можно думать о влиянии самых разных факторов. Прежде всего, следует остановиться на роли контакта между сестрой и больным. С развитием медицинской науки постоянно развивается и растет и роль сестры, значение ее деятельности. В наши дни для ухода за больным она должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонаучными, техническими познаниями и навыками. В то же время задачи, возложенные на сестру, чрезвычайно многосторонни. Это хорошо видно из отчетов: приготовление различных блюд и питья для больных, кормление беспомощных больных, заправка постелей и различные другие задачи по гигиене больного, прием больных в лечебное учреждение, их выписка и, наконец, но далеко не в последнюю очередь, ведение различных документов, огромная административная работа и пр. Согласно статистическим данным, для выполнения непосредственных задач, связанных с лечением, для занятий с больными и бесед с ними
остается очень мало времени. В современных лечебных учреждениях всевозможными административными мероприятиями и организационными преобразованиями стремятся изменить такое положение: этой цели служат и централизованная стерилизация, и использование специального персонала для кормления больных, вспомогательного персонала для ухода за ними и пр. Однако, несмотря на все это, нагрузка сестер все еще слишком велика. Как мы увидим ниже, сестры, безусловно, заслуживают того, чтобы их освободили от второстепенных задач, дезорганизующих, мешающих концентрировать внимание на главном. Нужно способствовать тому, чтобы вся энергия была направлена действительно на основные задачи по уходу за больными, на занятия с ними.
В подготовке сестер необходимо использовать такой подход, согласно которому в центре всех задач находится больной человек. В учебной программе медицинских училищ на первый план должны быть выдвинуты лекции, затрагивающие практические вопросы ухода за больными, личная работа сестер, их занятия с больными. Во многих учебных заведениях даже общие психологические понятия стараются освещать в непосредственной связи с практической работой. На специальных занятиях сестры учатся распознавать различные проявления, формы поведения больных, регистрировать свои собственные реакции на такие формы поведения. На курсах по психологии обращения с больными вводятся курсовые работы, которые затем разбираются на групповых занятиях. Эти работы ясно показывают, насколько важна в работе сестер эмоциональная сторона ухода за больными. Именно поэтому с полным правом можно сказать, что эта работа оставляет неизгладимые впечатления. Даже при самом механическом подходе работа с больными оставляет след в психике, сознании сестры. Напрасны все стремления внутренне отгородиться от происходящего в ходе общения с больными, не помогает щит никаких специальных профессиональных познаний. Согласно содержанию курсовых работ, неудачи в работе, особенно же беспомощность перед лицом смерти - сказались даже на тех, у кого, как говорят, "каменное сердце". В то же время борьба за жизнь отдельных больных, их благодарность, любовь, возвращение к тем же сестрам также имеют чрезвычайное значение, оставляют неизгладимый след. Сестры с полным правом ждут того, чтобы и к ним подходили как к живым людям, учитывая все, что происходит внутри них. Только при таком условии можно ожидать того, чтобы они освоили подход, в центре которого - больной человек со всеми его запросами и проблемами. Опыт показывает, что эти две стороны тесно взаимосвязаны.
Одной из наиболее актуальных проблем является механическое, автоматическое выполнение сестрами своих обязанностей, то, что кроется в самом методе работы сестер, распространенном по всему миру. При таком автоматическом выполнении обязанностей в центре работы по уходу за больными находится деятельность самих сестер, сам используемый ими метод. Работа сестер в таких случаях ограничивается дачей лекарств, измерением температуры да деланием уколов. Возможно даже, что все это выполняется прекрасно, только сам больной во всем этом отсутствует, о нем забыли. Эта обезличка в работе по уходу за живыми людьми - самая серьезная опасность для создания действенного контакта между сестрой и больным, поскольку в центре такой деятельности, - повторяем, - стоит работа самой сестры, а не больной, на которого она направлена. Естественно, что в таких случаях и отношения между сестрой и больным самые официальные, формальные и, конечно, очень холодные. Собственно говоря, с больным делают все, что необходимо, но как раз при такой бездушной работе отмечается большинство жалоб, столкновений, напряженности, которые являются результатом неблагоприятного психологического воздействия на больных.
С примерами хороших отношений, тесного контакта между сестрой и больным можно встретиться повсюду. Важность такого контакта подчеркивается тем, что сестра постоянно находится при больных. Ее работа, ее отношение к больному действуют постоянно, поэтому-то психология этой деятельности и представляет одну из основных проблем всего комплекса работы с больными, на чем следует остановиться особо.
Из каких нитей создается связь с больным? Рано или поздно больной человек обращается за помощью к врачу. Стремление преодолеть болезнь, вернуть здоровье, равновесие неразрывно связано у него с людьми, которые призваны помочь ему в этом, которые лечат его - врачи, сестры. Таким образом, сама ситуация, когда жизни больного угрожает опасность, является условием, способствующим формированию тесной связи, должного контакта между больным и лечащим персоналом. В ходе различных обследований, работы врача, сестры, занятий с больным создаются самые различные эмоциональные связи, возникновению которых способствует и сама среда лечебного учреждения. Подготовка больного, советы ему, направление его поведения, действий во время болезни оказывают нужную помощь. Связь между сестрой и больным является составной частью тех связей, которые необходимы в любом лечащем коллективе, возникают в процессе лечебной деятельности между врачом - сестрой - больным. Основная деятельность по излечению проводится в рамках связи между больным и врачом. Это оказывает свое воздействие и на работу сестры. Если между врачом и больным создан хороший контакт, то и работа сестры становится гораздо легче. Естественно, для этого необходимо, чтобы сотрудничество врача и сестры было не формальным, а основывалось на глубокой гармонии. Если атмосфера в лечебном учреждении здоровая, больные действительно чувствуют себя членами большой семьи, где люди, так много делающие для них, становятся очень близкими им. В таких лечебных учреждениях нередко можно слышать о поистине отцовской заботе врача, о материнской любви и доброте сестер. Очень многие исследователи подчеркивают поистине материнскую роль сестры среди больных. Среди сестер немало таких, о которых и сами больные говорят не иначе, как о "маме", в ней видят идеал, достойный подражания. Можно привести не один пример того, как под влиянием любимой сестры женщины избирали в дальнейшем эту благородную профессию.
Несмотря на недостатки, на ограниченность механической, рутинной работы по уходу за больными, ни на минуту нельзя забывать о том, насколько важны специальные, профессиональные знания и навыки в этой области. О психологии обращения с больными, работы с ними и говорить-то можно, только предполагая глубокие профессиональные знания и навыки сестры, касающиеся физического ухода за больным. Это основа контакта с больными, поскольку физический уход за ними служит наиболее существенной нитью, связывающей их с сестрами. Добросовестная работа сестры на должном профессиональном уровне не только повышает уверенность больного в выздоровлении, но и объективно содействует этому выздоровлению. Практически просто невозможно провести резкой границы между физическим уходом за больным и психологическим воздействием на него в ходе этой работы. Метод, посредством которого сестра удовлетворяет физические потребности больного, т. е. стиль ее работы - мостик к благоприятным психическим воздействиям, к эффективному излечению. Наиболее точно процесс этого перехода можно охарактеризовать, проведя аналогию с деятельностью матери, заботливо ухаживающей за своим ребенком, со связью, возникающей между ними. Забота и внимание жизненно важны и физически, и психически, эти две сферы воздействия нераздельны. Больной человек, стремясь освободиться от болезни, выздороветь, ожидает помощи, поддержки, заботы. Эти ожидания, свойственные человеку в любой жизненной ситуации, особенно остро проявляются во время болезни. Неудовлетворенность их часто выражается в повышенной чувствительности, обидчивости больных. "Друзья познаются в несчастье" - эта пословица также свидетельствует о том, что только в трудной ситуации познается, кто остается с нами, на кого можно надеяться, получить поддержку и помощь. Помощь, оказываемая больному сестрой, ее любовь и забота проявляются не только в делах, но и в словах. Кроме конкретных факторов работы сестры о многом говорит и сам стиль этой работы. В том, как сестра подает больному стакан воды, как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Слова сестры имеют не только конкретное содержание, об очень многом говорит и их эмоциональная окраска. Одно и то же слово может иметь сотни оттенков, может быть произнесено весьма по-разному, и уже на основе того, каков тон
обращения к нему, больной может судить о том, чего ему в данном случае ожидать от сестры, в какой мере проявляется ее забота, внимание к нему. Нежность, ласковость, терпение и вежливость - вот неотъемлемые элементы хорошего стиля работы, в них и выражается заботливость, внимание и любовь сестры по отношению к больным. В работе сестер очень часто "как" бывает гораздо важнее, чем "что".
Необходимо особо остановиться и на допустимой мере контакта между сестрой и больным. Методы, формы проявления заботы и внимания зависят от сестры, от больного и от ситуации, в которой проводится уход за больным. Очевидно, что любовь и забота сестры по-разному проявляется, если больной - десятилетний ребенок, сорокалетний мужчина или страдающая склерозом восьмидесятилетняя женщина. В отдельных областях медицины приходится считаться и с теми зависящими от больного формами поведения, которые допустимы и необходимы с точки зрения морали и гуманности. Любовь, нежность и теплота со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживаниям, вызывать у них сексуальное влечение. Сестра никогда не должна забывать о возможности этого, а потому необходим постоянный самоконтроль и пристальное наблюдение за поведением больного, за его реакциями на поведение сестры, на ее отношение к нему. Сестра должна знать, чувствовать, когда ей следует отдалиться от больного и когда наиболее приблизиться к нему, возможно, устранить возникшее недоразумение, если нужно, даже обратившись за помощью к врачу, побеседовав с ним. Иногда контакт с больным возникает именно в результате бесед сестры, замечаний, свидетельствующих о внимании, благодаря ее доброй улыбке. В других случаях достаточно поправить подушку, вытереть мокрый от пота лоб, взять больного за руку, когда он чего-то боится.
Все эти действия по уходу за больным одновременно служат и проявлениями внимания к нему, заботы о нем. Если сестра делает все это сознательно, хорошо зная и постоянно контролируя себя, она работает хорошо, и ей не грозит опасность быть неправильно понятой. Но если, пусть даже не по ее вине, такое случится, она должна сделать из этого выводы, которые послужат развитию ее умения подойти к больному, помогут познать себя и своих больных, научат лучше разбираться в них. О подобных ситуациях ей следует поговорить с компетентным врачом, заведующим отделением.
Очень важным фактором является доверие больных и вера их в свое выздоровление. Если больной верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо для восстановления его здоровья. Он может спокойно отдыхать, безо всякой напряженности. Но если у него возникают сомнения в отношении лечащего персонала, то эти сомнения находят выход в капризности, повышенной требовательности (то больной требует особых исследований, то созыва консилиума, то "дорогих заграничных" лекарств). Предложениям, начинающимся со слов "А не надо бы?" в его речи нет конца. Такой больной часто звонит, постоянно зовет сестру, чтобы убедиться, что его не оставили одного, что на него обращают внимание, что он может спокойно спать, быть уверенным в своей безопасности. В атмосфере такого недоверия каждое слово воспринимается как угроза, как проявление враждебности. Неудовлетворение просьб больного, запаздывание сестры, заставляющей ждать себя, - все это усугубляет у больного чувство беспомощности, зависимости.
Определенное постоянство в поведении сестры усиливает доверие больных. На нее всегда можно рассчитывать. Сестра никогда не должна быть капризной. Она всегда должна быть там, где в ней наибольшая потребность, но никогда не должна излишне отягощать больных своим присутствием. Усиливает доверие и умение хранить тайны больных. Часто сестры не обладают таким умением, разбалтывают о том, что случилось в соседней палате, распространяют вести о тяжелых больных, тем самым, вызывая страх и беспокойство. Сплетни, фамильярность, дурной тон в обращении и разговоре очень мешают созданию нормальных отношений между сестрой и больными, созданию контакта между ними в ходе лечебной деятельности.
Не менее существенно и проявление уважения к больному, что начинается уже с формы обращения к нему. Больные, которые для сестры представляют лишь номер, кровати в палате, с правом могут чувствовать себя обиженными, оскорбленными. Такое обращение унизительно, человек никогда не должен быть отвлеченным "номером", ни в одной сфере деятельности, тем более больной человек для врача и сестры. Такой же вред наносит и подход к больным, их оценка (пусть даже только в официальных беседах медицинского персонала между собой) как медицинских случаев ("тот 22-летний с аппендицитом"). Очень осторожно нужно пользоваться ласкательными и уменьшительными именами. Никогда нельзя забывать о конкретном человеке, к которому обращаешься, об уважении к нему. Кто стремится создать тесный контакт с больным, должен постоянно помнить обо всем этом. Соответственно обращаясь к больному, мы можем дать почувствовать ему, что действительно уважаем его и ценим.
Наиболее важной задачей в связи с этим является способность и необходимость понять больного. Прежде всего, это касается его запросов и потребностей в связи с уходом. Очевидно, что ситуация в случае молодого больного с переломом кости будет совсем иной, чем в случае ослабленного болезнью, пожилого человека. При наличии должного опыта сестра сумеет распознать, кому, когда и насколько необходима помощь, например, при вставании с постели, питании и пр. Есть, однако, как проблематичные больные, так и проблематичные ситуации, более того, спорны и формы поведения, обязательного в таких ситуациях для лечащего персонала. Чрезмерная строгость ("это вы должны уже уметь", "не настолько вы слабы"), иногда доходящая до полного равнодушия, точно так же вредна, как и чрезмерное внимание, которое усиливает несамостоятельность, зависимость больного от окружения, а тем самым и регрессию его личности. В деятельности по уходу за больным неминуемо встает вопрос о том, что означает заболевание для самого больного, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни, что мешает ему в этом. Совсем иначе подойдем мы к больному, если будем ясно видеть его страхи, сомнения, надежды и доверие к нам. Очень полезно изучить особенности личности больного, знать его личные данные, чем он занимается. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития больного, каково его образование. Вполне естественно, что подход к каждому больному должен быть сугубо индивидуальным, учитывающим особенности человека. Не зная личности больного, мы многое не сможем понять. Об этом свидетельствует следующий пример. Больной, находящийся на обследовании по поводу жалоб на боли в желудке, неожиданно становится очень беспокойным, когда в его палату помещают тихого пожилого больного, страдающего склерозом. На первый взгляд просто непонятно, почему тихий пожилой человек так беспокоит молодого образованного больного, чем он мешает ему. Сестре удается узнать, что молодой человек, страдающий невротическими болями в желудке, боится, что и его постигнет судьба отца, умершего при симптомах паркинсонизма, вызванных тяжелым склерозом. Заболевание отца началось когда-то так же, как и у соседа по палате, который своим появлением и вызвал вспышку страха, постоянно терзавшего молодого человека.
Однако приближение к больным на основе их умственного развития, их индивидуальных особенностей само по себе недостаточно. Очень многие исследователи подчеркивают роль сочувствия в работе с больными, способности "вжиться" в их страдания, как можно полнее разделить их. Когда-то один нищий, собиравший милостыню на одной из центральных улиц Будапешта, весьма успешно влиял на психику людей тем, что повесил себе на шею табличку с надписью "Представь себя на моем месте". Врач и сестра, работа которых постоянно сопряжена со страданиями, подвержены опасности стать бесчувственными, очерстветь, профессионально, рутинно стремясь утолить эти страдания. Определенный эмоциональный отклик важен и необходим; откликаться на боль и напряженность, на надежды и безнадежность у больных - без этого медику никогда не стать мастером своего дела.
Все сказанное и составляет основу, на которой должны строиться отношения между сестрой и больными. С больным, который чувствует себя потерянным, чужим в стенах такой привычной для нас больницы (или поликлиники), нужно установить контакт. Этому могут способствовать и формы привычной повседневной деятельности, как взаимное знакомство, знакомство с соседями по палате, упоминание о возможных общих знакомых, сообщение необходимых сведений о больнице, немедленный отклик на запросы больного, их учет и т. п. Важнейшим методом установления такого контакта с больным является умение выслушать его. В работе сестры это не менее важно, чем в работе врача. Если, согласно пословице, слово - серебро, а молчание - золото, то умение слушать можно сравнить разве что с бриллиантом чистой воды. Овладеть искусством слушать чрезвычайно важно, ценно. Больной говорит, сестра молчит и слушает - это лишь первый шаг. Сестра должна научиться слушать с интересом, соответственно реагируя на услышанное. Она должна удобно расположиться, по возможности поближе к больному, помочь ему рассказать о своих заботах, беспокойстве, опасениях. В таких случаях помогает даже то, как сестра сидит во время рассказа, насколько естественно она себя ведет, играют роль и умело, вовремя заданные вопросы, и одобрительный кивок головой, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент и постановка таких вопросов, обращение уже к таким проблемам, которые нас интересуют. Все это помогает нам познать внутренний мир больного, помочь ослаблению его напряженности. Больной изливает душу, и это приносит ему облегчение. Существует множество мелких приемов целесообразного поведения, которые могут быть полезны в ходе общения с больными:
* Можно повторить отдельные предложения, сказанные больным, но в вопросительной форме: "Значит, муж причинил вам такую боль?" или "Это из-за него-то вы хотите выписаться раньше времени?".
* С помощью вопросов можно выяснить и саму проблему: "Если вы вернетесь домой раньше времени, то все придет в порядок?".
* До тех пор, пока сестра не представляет себе проблему во всей ее полноте (пока она не беседовала по этому поводу с врачом), ей лучше молча выслушать больного, не выражая своего мнения.
* Можно задать вопросы, коснувшись проблем, близких к той, что больше всего волнует больного, и таким путем помочь ему разрешить волнующий вопрос "Что же в таком случае станет с детьми?".
* Незаконченным предложением можно подвести больного к выводу, заставив его закончить мысль: "Значит, когда вы пойдете домой, то ...".
* В ходе беседы могут быть вскрыты и те чувства, которые составляют фон проблем: "Это беспокойство и нетерпение и делают невозможным мое пребывание в больнице".
* Могут быть поставлены вопросы, подняты проблемы, выдвинуты новые темы для обсуждения, которые способствуют активизации больного, "развязывают" ему язык, от более легких вопросов позволяют перейти и к более сложным проблемам. Можно начать беседу, например, с вопросов воспитания детей, ведения домашнего хозяйства и пр.
Все это, естественно, технические приемы, использование которых зависит от образованности, интеллигентности сестры, от местных обычаев и возможностей. Однако в любом случае наиболее важным и ценным является выслушивание больного. Если беседа с больным проходит должным образом, он успокаивается, внутренняя напряженность больного ослабевает. Можно в ходе такой беседы выявить мучающие больного страхи, тревогу, чувство неуверенности и др. Одной из важнейших задач в области психологии работы с больным является рассеивание страхов, беспокойства больных, а если это полностью не удается, то хотя бы некоторое их успокоение.
Наряду с таким выслушиванием больного, конечно, вряд ли можно избежать, чтобы сестра не разговаривала с ним по каким-либо иным поводам. Упомянутые приемы и поведение
облегчают возможность того, чтобы говорил больной, а не сестра. Такой возможности способствует и сам больной благодаря своему любопытству относительно заболевания, о котором он всегда хочет знать и говорить. Отсюда, однако, вытекает уже и первое затруднение. Больной спрашивает: "Чем я болен?" Этот вопрос может быть задан в разной форме: "Почему я должен принимать это лекарство?", "До каких пор будет продолжаться боль?", "Как будет, если...?". Сестра, имеющая достаточный опыт, знает, как нужно встречать такие вопросы, как ответить на них встречными вопросами, а главное, как ответить на них, в какой мере удовлетворить любопытство больного, знает, когда направить его с вопросами к врачу и где та целесообразная граница, когда сестра должна сказать: "На это вам лучше ответит врач". Значительные трудности вызывает обсуждение личных дел, личных "проблем". Больные часто за несколько минут успевают рассказать про всю свою жизнь, подкрепив рассказ и фотографиями детей и внуков ("случайно" оказавшихся при них). Таких же откровенных сообщений ждут они и от сестры и даже от врача ("Женат?", "Дети есть?", "Сколько лет ребенку?" и пр.). Телефонные звонки, разговоры личного характера, личные просьбы, которые просят передать сестре, - все это пробуждает еще большее любопытство к личной жизни сестры. И, несмотря на все это, следует помнить, что семейные, личные дела сестры не относятся к сфере ухода за больными. Сестра должна выслушивать любые рассказы и сообщения больных, но ее личные проблемы (например, неверный муж и т. п.) лишь мешают выздоровлению больных и созданию нормальных контактов с ними. Однако поведение сестер, направленное на избежание ненужных вопросов, не должно быть резким, отталкивающим. Беседы на невинные обыденные темы допустимы. Так, например, сестра, возвратившаяся из отпуска, спокойно может с большой пользой прибегнуть к рассказу о любимом городе, о своих новых впечатлениях, о событиях, происшедших во время отдыха (например, о спорте), что помогает ослабить и напряженность больного.
Важную роль с точки зрения создания контактов с больными играет учет всех оттенков поведения, всех проявлений и сообщений больного. Как мы уже видели, наиболее простой формой общения с больным является разговор, беседа. Наряду с содержанием ее большое значение имеет тон, мелодичность речи, ударения и пр. Жесты, мимика, подобно различным формам поведения, могут стать средствами выражения самых разных эмоций. Известно, что коммуникация между людьми многослойна, динамика ее основана на тысяче различных чувств и впечатлений. Невидимая эмоциональная связь существует между сестрой и больным, выявить ее, проследить за ее изменениями весьма ценно. Часто больные читают по нашим улыбкам, выражению лица, голосу. Естественно, и мы многое воспринимаем от них. Связь, контакт сестры с больным нельзя воспринимать как некую неизменную постоянную. Это процесс, изменяющийся, прежде всего во времени, процесс, на который могут влиять различные факторы, который и формироваться, складываться может по-разному. Именно в его лабильности и скрывается возможность вмешаться в его ход, изменить его течение в благоприятном направлении.
В рамках контакта между сестрой и больным - кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, - следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако, несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как она воздействует на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к полному сознанию этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждения проблем, замечания более опытных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом. Для развития способностей к психотерапевтической работе необходимо должное формирование и самой личности медицинского работника. И хотя прицельно заниматься психотерапией сестре не приходится, поскольку это входит в задачи специально подготовленных для этой цели врачей, все ее поведение должно быть строго продуманным и целенаправленным. Необходимо, чтобы сведения по общей психологии и психологии работы с больными стали составной частью личностных особенностей сестер (как говорится, были бы у них в крови), а не оставались лишь теоретическими, отвлеченными знаниями. Хорошая сестра испытывает постоянную необходимость, потребность в пополнении своих знаний, в развитии своей личности.
Полезно описать некоторые типы сестер, причем автору хотелось бы дать краткий очерк феноменологической их типологии, остановившись на наиболее характерных типах. Естественно, такой обзор служит, прежде всего, целям общей ориентации, здесь вовсе нет речи о законченных формах. Вышесказанное как раз и указывает на широкие возможности развития, воспитания людей, любящих свою профессию, считающих ее призванием. Это можно подтвердить и многими примерами из повседневной жизни. Большую роль в этом деле могут играть и те, кто призван воспитывать сестер: врачи, старшие сестры, преподаватели.
Обратимся к характеристике отдельных типов.
Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные им задачи такие сестры выполняют с необычной тщательностью, скрупулезностью, часто проявляя невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больными, но самого-то ухода и не получается. Такие сестры работают автоматически, словно машины, безлично, не сопереживая и не сочувствуя больным. Они делают все, упуская из виду самого больного. Именно сестры этого типа могут совершать поистине абсурдные ошибки, так они способны разбудить больного, чтобы дать ему прописанное врачом снотворное.
Сестра, играющая заученную роль. Этот тип заслуживает особого внимания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, к осуществлению определенного идеала. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг может начать играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные артистические способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между нею и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: "Напрасно я ему внушала", "Часами пыталась убедить - и вот тебе".
Нервная сестра. Как об особом типе таких сестер можно говорить лишь в том случае, если нервозность проявляется в работе. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Не раз среди больных можно видеть хмурую, обиженную сестру. Тревожность у таких сестер может даже принять форму ипохондрии. Часто в подобных случаях мы встречаемся с боязнью инфекций, рака. В других случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными или в отказе от выполнения различных заданий: "подъем тяжестей", "больничная суета" не под силу ей. Не раз можно слышать такие заявления: "Ноги у меня не казенные". Часто такие сестры просто не выходят на работу, ссылаясь на различные соматические жалобы, как "желчная колика", "засорение желудка", "простуда", "грипп без температуры" и др. Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импульсивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и помощи психиатра, психотерапии или - в более серьезных случаях - даже отстранения от работы. Именно этому типу сестер чаще всего угрожает и опасность стать наркоманами.
Сестра с мужеподобной, сильной личностью. Этот тип сестер довольно широко известен в медицинской практике. Больные уже издали по походке узнают таких сестер, отмечая их
появление словами "Идет гренадер!". Этот тип знаком нам и по широко известной фигуре старшей сестры из популярных английских кинокомедий, рассказывающих о больничной жизни: там эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанницы станут говорить: "Строга, но справедлива". При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, - прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
Сестра материнского типа. Довольно часто можно встретить таких сестер, выполняющих свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Нередко это милые толстушки, бесшумно "перекатывающиеся" по палатам, успевающие повсюду и, несмотря на свою седину подчас не уступающие в живости и подвижности двадцатилетним. Работа для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как "милая сестрица". Частой заботой о других, любовью к людям пронизана и вся их личная жизнь.
Сестра - специалист. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, сопряженных с работой в специальных лабораториях. Иногда это чудаки и фанатики своей узкой специальности, которых не интересует больше ничего на свете.
Необходимо остановиться и на отдельных этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении. Можно различать начальный, развернутый и конечный этапы. На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание обычаи, сложившиеся в данном учреждении, считаться сего особенностями. Сестра и врач получают представление о поведении больного в ходе работы. Возникает связь между ними и больными. Познают они и отношение больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает этот больной у врача, сестры. Прежние впечатления, предубеждения, воспоминания могут быть спроецированы на нового больного, послужить причиной заблуждений. Очень интересны воспоминания сестры и врача, связанные с той или иной больничной койкой (и, конечно, побывавшими на ней больными). "На этой же кровати лежал" - возникает чувство повторяемости. Следы воспоминаний о прежних больных проецируются на нового больного, положенного на то же место в палате. В начальный период и больному могут мешать предрассудки, предубеждения, воспоминания, которые он проецирует на лечащий персонал, на врачей и сестер.
На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом, дальнейшая работа уже зависит от контакта, сформировавшегося между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появление страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно ослабить или вообще устранить, проявляя должное внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.
На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Не раз приходится слышать: "Больной не хочет выписываться". Больного в таких случаях мучают обычно сомнения: "Что будет со мной дома?", "Смогу ли я соблюдать диету?", "Что будет, если …?" и пр. Больного следует должным образом подготовить к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что его беспокоит, что вызывает опасения и страхи в связи с
выпиской, способствуют устранению тех затруднений, которые нередко связаны с выпиской из больницы.
Личность сестры, стиль ее обращения с больными, владение техникой психологической работы с больными - все это, как и в случае врача, - само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие. Однако приходится считаться и с побочными действиями такого "лекарства", с его иногда вредными воздействиями, с проблемами должной "дозировки" его.
Сестре приходится выполнять и задачи по руководящей, воспитательной, просветительной деятельности. Прием больного в лечебное учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему сведений, необходимых на время его пребывания здесь, соблюдение предписаний врача, - все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз разъяснять больному одно и то же. Его представителем, его "послом" среди больных является сестра, она-то и "переводит" больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной.
Больной в ходе пребывания на лечении может очень многое узнать о неправильном образе своей жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению этого нового, здорового образа жизни на практике, способствуя претворению в жизнь правил физической и психической гигиены, помогает больному в его дальнейшем развитии. Эта ее работа может быть эффективна только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как можно объяснить. Взгляды и мнения сестры должны соответствовать общему духу, господствующему в отделении, его общей атмосфере. Ошибки, допущенные сестрой, недостатки ее личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.
Все очерченные выше задачи в наше время могут быть выполнены сестрой лишь при постоянном совершенствовании своих знаний и навыков. Кроме все более совершенного познания той области, в которой она работает, сестра должна постоянно заботиться и о более совершенном познании самое себя. Она должна и больных направлять по пути лучшего самопознания. Так она сможет стать истинным наставником своих больных, поможет, чтобы даже страдания, причиненные им болезнью, пошли на пользу, способствовали бы совершенствованию их личности.
Теги:
234567 Описание для анонса:
234567 Начало активности (дата): 05.10.2014 23:45:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567