ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Значительная распространенность различных заболеваний внутренних органов, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата, стойкость нарушений функций, сопровождающихся длительной утратой трудоспособности, ставят проблему восстановления (реабилитации) в ранг важнейших медико-социальных проблем здравоохранения. Основными задачами восстановительной медицины является ускорение восстановительных процессов и предотвращение или снижение инвалидизации. Невозможно обеспечить функци- ональное восстановление, если игнорировать стремление организма к движению. В связи с этим лечебная физическая культура должна стать основным звеном медицинской реабилитации больных с различными заболеваниями.
Основные принципиальные положения восстановительного лечения включают:
• применение обоснованных методов патогенетического лечения;
• общие и частные (специальные) задачи и направленность общей и специальной физической тренировки;
• раннее активное использование восстановительного лечения (средствами лечебной физкультуры);
• комплексность методов лечебной физкультуры в условиях восстановительного лечения;
• активное участие больного в реабилитационном процессе.
В последнее 10-летие неизмеримо возросла роль активного и направленного восстановительного лечения, частью которого явля- ются различные средства лечебной физкультуры (двигательный режим больного, физические упражнения в палате, зале ЛФК, тренажерном зале, в лечебном бассейне, различные виды массажа, элементы мануальной терапии и др.), физиотерапии и курортологии. Убедительно показано, что для восстановительного процесса обязательны интенсификация функций, их рабочее состояние (П.К. Ано- хин). Во всех разделах учебника проводится мысль, что движение и покой при осуществлении восстановительного процесса не исключают, а дополняют друг друга. Невозможно восстановить функцию движения и опоры, не используя в процессе движения, присущие пораженной системе.
В учебнике учтены современные достижения науки, которые привели к изменениям взглядов на причины и развитие ряда заболеваний, что, в свою очередь, вызвало модификацию некоторых методов лечения (например, медикаментозной терапии, хирургических вмешательств и др.), в том числе и методов лечебной физкультуры.
Курс лечебной физкультуры читается после прохождения ряда биологических дисциплин, поэтому мы сочли возможным не рассматривать ряд вопросов, освещаемых на кафедрах анатомии человека, физиологии (нормальной и патологической), биохимии и мн. др. Это позволило расширить некоторые главы и ввести новые, исходя из современных представлений о механизмах влияния средств лечебной физкультуры на различные системы и органы организма больного и новейших технологий восстановления нарушенных или компенсации утраченных функций.
Изучение раздела «Основы медико-социальной реабилитации» необходимо для правильного понимания задач и содержания восста- новительного лечения, его места в общем комплексе лечебных мероприятий на этапах: стационар-поликлиника-санаторно-курортное лечение.
Значительно расширены главы, посвященные применению средств лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних органов и нервной системы. Более подробно описаны основные приемы массажа при различных заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата и повреждений челюстно-лицевой области, введен лечебный массаж и в раздел оперативной гинекологии. С новых позиций освещается также применение средств лечебной физкультуры при нарушениях осанки и костных деформациях, описаны основные механизмы возникновения данных деформаций и их лечение и профилактика.
Важную роль в оздоровлении человека играют физическая культура и спорт. Они способствуют укреплению биологического механизма защитно-приспособительных реакций организма и неспецифической устойчивости его к различным неблагоприятным воздействиям. Спорт - это занятие физическими упражнениями большого объема и интенсивности, специфической направленности, целью которого является не только укрепление здоровья, но и достижение высоких результатов, рост мастерства в конкретном виде спорта. Под физической культурой мы понимаем занятия физическими упражнениями, направленными исключительно на укрепление или восстановление здоровья.
Увеличение в последнее время объема и интенсивности тренировок, вовлечение в занятия оздоровительной физкультурой все большего числа людей разного возраста и пола с разным состоянием здоровья, про- блема акселерации, а также гиподинамия, свойственная современному человеку и приводящая к развитию заболеваний, существенно повышают значимость спортивной медицины как в системе физического воспитания, так и в системе здравоохранения в целом. Все это резко усиливает ответственность тренера (педагога) и врача за дозирование и распределение физической нагрузки для занимающихся как оздо- ровительной физической культурой, так и спортом, требует высокой квалификации спортивного врача, его специализации по определенной медицинской дисциплине.
Врачебный контроль (термин, правомочный в период начального развития спортивной медицины), подразумевающий наблюдение только за оздоровительным влиянием физической культуры и спорта, в настоящее время превратился в гораздо более широкую систему врачебных наблюдений. Поэтому в большинстве зарубежных стран и в нашей стране отказались от этого термина и в настоящее время следует говорить о врачебных наблюдениях за спортсменами и занимающимися оздоровительной физкультурой. Этот раздел представляет собой только часть спортивной медицины, включающей, помимо этого общую и частную патологию, функциональную диагностику, которую правильно называть клинической физиологией, лечебную физкультуру, массаж и физические методы лечения (профилактики). Следует заметить, что отечественная система орга- низации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом и научные достижения спортивной медицины повсеместно признаны передовыми. В нашей стране впервые создана и успешно функционирует научно обоснованная система охраны здоровья физкультурников и спортсменов. Огромная заслуга в этом принадлежит отечественным ученым, из которых в первую очередь следует назвать П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, С.П. Летунова, В.В. Куколевского, А.Г. Дембо, Н.Д. Граевскую. Именно они заложили научные основы медицинского обеспечения физической культуры и спорта.
В нашей стране развитие здравоохранения и физической культуры рассматривается как единая и неразделимая задача. Это определяется тем, что физическая культура и спорт представляют собой важнейший фактор укрепления здоровья людей.
В учебнике использованы, помимо обширного отечественного и зарубежного материала, собственный научно-практический опыт, приобретенный авторским коллективом во время многолетней работы со специалистами, занимающимися оздоровительной физкультурой и спортом.
Новая программа
по лечебной физкультуре и спортивной медицине для студентов медицинских
вузов потребовала существенной переработки изданного в
В учебнике приведен иллюстративный материал ряда зарубежных и отечественных специалистов, а также авторского коллектива.
Заслуженный деятель науки РФ доктор медицинских наук, профессор
В.А. Епифанов
Теги:
234567 Описание для анонса:
234567 Начало активности (дата): 25.06.2013 06:35:00
234567 Кем создан (ID): 1
234567