19.09.2017
Задачи ЛФК. Если лечебные задачи можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния, то задачи ЛФК - та их часть, в решении которых преимущественное значение имеют средства ЛФК. Задачи лечения (и ЛФК в частности) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе забо-левания или травмы. Так, например, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией ребенка в остром периоде болезни ведущей задачей лечения будет компенсация дыхательной недостаточности.
При бронхиальной астме характерные для заболевания изменения внешнего дыхания на первый план выдвигают задачу улучшения бронхиальной проходимости, снятия явлений бронхоспазма, эвакуации патологического содержимого бронхов и т. п.
В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, характерными для основного процесса, а развивающейся индивидуальной картиной болезни и изменениями других органов и систем.
Для примера можно привести задачу предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата у больного пневмонией ребенка раннего возраста с сопутствующим рахитом. В качестве лечебных задач нередко могут выступать лечебно-воспитательные, например, нормализация психомоторного развития, восстановление утраченных двигательных навыков, нормальной структуры движения после травмы и т. д.
Подбор средств ЛФК. Показанием к назначению средств ЛФК в комплексной терапии является совпадение механизма их лечебного действия с требуемым по лечебным целям воздействием на пораженный орган или функциональную систему. Подбор же конкретных средств ЛФК при каждой нозологической форме составляет основу ее частной методики. В общем виде такой подбор осуществляется в соответствии с лечебными задачами с учетом возраста больного ребенка и особенностей его психомоторного развития.
Рассмотрим принципы подбора средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами. По своей направленности лечебные задачи могут быть разделены на специальные, характерные только для данного вида патологии, и общие, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы ребенка.Для решения общих лечебных задач преимущественное значение имеют механизмы стимулирующего и нормализующего действия. Чаще всего используют физические упражнения общеразвивающего характера,массаж, подвижные игры, подбираемые в соответствии с лечебно-охранительным режимом, средства закаливания - с учетом особенностей лечебно-профилактического учреждения. Для методики детской ЛФК характерно и специфично сочетание общего и местного действия; лечебный эффект при изолированном применении специальных средств очень мал или вовсе отсутствует. Например, нередко использование специальных упражнений на увеличение подвижности пораженных суставов при инфекционных артритах, назначаемых вне ЛФК для «разработки», приводит к болевым контрактурам и ухудшению подвижности.
Наоборот, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигнуто благодаря применению средств ЛФК, вызывающих общефизиологический эффект. Так, нормализация некоторых показателей дыхания происходит под влиянием систематически применяемой физической нагрузки возрастающего характера.
Подбор средств ЛФК в соответствии с возрастными особенностями больного - важнейшее положение методики ЛФК в детской клинике. Эти средства позволяют предупредить возможную задержку в развитии движений ребенка, обеспечить соответствие ЛФК важнейшему дидактическому принципу доступности. С учетом возраста ребенка должны подбираться не только общеразвивающие упражнения, подвижные игры, но и специальные упражнения. Выбор средств ЛФК основывается на данных возрастной физиологии, и прежде всего физиологии движений. Отобранные для достижения лечебных целей физические упражнения, массаж, подвижные игры анализируют на соответствие возрасту ребенка и дополняют упражнениями, необходимыми для тренировки имеющихся двигательных навыков (для детей раннего возраста - ползания, поворотов, изменений положения туловища и т. д.; для детей старших возрастов - навыка осанки, ходьбы, бега,метания и т. п.), если они адекватны назначенному ребенку режиму.
Подбор средств ЛФК с учетом психомоторного развития необходим,потому что больной ребенок нередко отстает от возрастной нормы. При этом не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности отстающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают последовательность восстановления отстающего двигательного навыка.
Например, назначение ходьбы или циклического упражнения для ребенка 2 лет, отстающего в психомоторном развитии, заменяется назначением ползания на четвереньках.
Ползание также представляет собой движение циклического типа, но дает возможность подготовить опорно-двигательный аппарат к ходьбе, укрепляя соответствующие мышечные группы.
В дальнейшем ребенку в качестве подготовительных к ходьбе упражнений могут быть назначены физические упражнения из исходного положения стоя.
Добившись восстановления хорошей опорной реакции, назначают ходьбу с поддержкой и, наконец, самостоятельные упражнения в ходьбе.
Теги: восстановление
234567 Начало активности (дата): 19.09.2017 11:43:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова: реабилитация, дети, лечебная физкультура, травмы
12354567899
Особенности восстановительного лечения у детей
Физическая реабилитация (ФР) - это совокупность практических приемов применения средств физической культуры, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач.
Физическая реабилитация (ФР) - это совокупность практических приемов применения средств физической культуры, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач. ФР в детском возрасте представляя собой сочетание медицинского,педагогического и психологического воздействия на больного ребенка и ис-пользует методику физического воспитания ребенка применительно к особенностям больного организма.Задачи ЛФК. Если лечебные задачи можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния, то задачи ЛФК - та их часть, в решении которых преимущественное значение имеют средства ЛФК. Задачи лечения (и ЛФК в частности) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе забо-левания или травмы. Так, например, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией ребенка в остром периоде болезни ведущей задачей лечения будет компенсация дыхательной недостаточности.
При бронхиальной астме характерные для заболевания изменения внешнего дыхания на первый план выдвигают задачу улучшения бронхиальной проходимости, снятия явлений бронхоспазма, эвакуации патологического содержимого бронхов и т. п.
В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, характерными для основного процесса, а развивающейся индивидуальной картиной болезни и изменениями других органов и систем.
Для примера можно привести задачу предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата у больного пневмонией ребенка раннего возраста с сопутствующим рахитом. В качестве лечебных задач нередко могут выступать лечебно-воспитательные, например, нормализация психомоторного развития, восстановление утраченных двигательных навыков, нормальной структуры движения после травмы и т. д.
Подбор средств ЛФК. Показанием к назначению средств ЛФК в комплексной терапии является совпадение механизма их лечебного действия с требуемым по лечебным целям воздействием на пораженный орган или функциональную систему. Подбор же конкретных средств ЛФК при каждой нозологической форме составляет основу ее частной методики. В общем виде такой подбор осуществляется в соответствии с лечебными задачами с учетом возраста больного ребенка и особенностей его психомоторного развития.
Рассмотрим принципы подбора средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами. По своей направленности лечебные задачи могут быть разделены на специальные, характерные только для данного вида патологии, и общие, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы ребенка.Для решения общих лечебных задач преимущественное значение имеют механизмы стимулирующего и нормализующего действия. Чаще всего используют физические упражнения общеразвивающего характера,массаж, подвижные игры, подбираемые в соответствии с лечебно-охранительным режимом, средства закаливания - с учетом особенностей лечебно-профилактического учреждения. Для методики детской ЛФК характерно и специфично сочетание общего и местного действия; лечебный эффект при изолированном применении специальных средств очень мал или вовсе отсутствует. Например, нередко использование специальных упражнений на увеличение подвижности пораженных суставов при инфекционных артритах, назначаемых вне ЛФК для «разработки», приводит к болевым контрактурам и ухудшению подвижности.
Наоборот, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигнуто благодаря применению средств ЛФК, вызывающих общефизиологический эффект. Так, нормализация некоторых показателей дыхания происходит под влиянием систематически применяемой физической нагрузки возрастающего характера.
Подбор средств ЛФК в соответствии с возрастными особенностями больного - важнейшее положение методики ЛФК в детской клинике. Эти средства позволяют предупредить возможную задержку в развитии движений ребенка, обеспечить соответствие ЛФК важнейшему дидактическому принципу доступности. С учетом возраста ребенка должны подбираться не только общеразвивающие упражнения, подвижные игры, но и специальные упражнения. Выбор средств ЛФК основывается на данных возрастной физиологии, и прежде всего физиологии движений. Отобранные для достижения лечебных целей физические упражнения, массаж, подвижные игры анализируют на соответствие возрасту ребенка и дополняют упражнениями, необходимыми для тренировки имеющихся двигательных навыков (для детей раннего возраста - ползания, поворотов, изменений положения туловища и т. д.; для детей старших возрастов - навыка осанки, ходьбы, бега,метания и т. п.), если они адекватны назначенному ребенку режиму.
Подбор средств ЛФК с учетом психомоторного развития необходим,потому что больной ребенок нередко отстает от возрастной нормы. При этом не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности отстающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают последовательность восстановления отстающего двигательного навыка.
Например, назначение ходьбы или циклического упражнения для ребенка 2 лет, отстающего в психомоторном развитии, заменяется назначением ползания на четвереньках.
Ползание также представляет собой движение циклического типа, но дает возможность подготовить опорно-двигательный аппарат к ходьбе, укрепляя соответствующие мышечные группы.
В дальнейшем ребенку в качестве подготовительных к ходьбе упражнений могут быть назначены физические упражнения из исходного положения стоя.
Добившись восстановления хорошей опорной реакции, назначают ходьбу с поддержкой и, наконец, самостоятельные упражнения в ходьбе.
Теги: восстановление
234567 Начало активности (дата): 19.09.2017 11:43:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова: реабилитация, дети, лечебная физкультура, травмы
12354567899
Похожие статьи
Затяжная пневмонияАденовирусные заболевания
История применения физических упражнений с лечебной и профилактической целью
К вопросу о периодизации в лечебной физической культуре
Остеомиелит в детском возрасте