Основы реабилитации в педиатрии
Реабилитация больного ребенка - тяжелый и сложный процесс, поскольку его психика и моторика находятся в постоянном развитии.
Проблема осложняется, когда нарушения носят врожденный характер, потому что в этих случаях психомоторное развитие не может проходить нормально, так как формирование дефекта опережает формирование правильных навыков.
В связи с этим восстановление должно основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка, происходящего в соответствии с определенными правилами. Каждая его фаза опирается на предыдущую фазу и является подготовкой к последующей фазе.
Так, например, прежде чем ребенок начинает ходить, он должен научиться вставать. Движения новорожденного развиваются строго последовательно в направлении от головы к плечевому поясу, через туловище к тазовому поясу и к нижним конечностям. Двигательное развитие конечностей происходит в проксимальнодистальной последовательности. Например, овладение движениями плечом предваряет контроль над движениями ладони и пальцев. Развитие позы тела также происходит в цефалокаудальной последовательности.
Каждый период развития ребенка характеризуется его большой двигательной активностью, однако лишь после достижения ребенком 3-летнего возраста его можно включать в групповые упражнения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка: она способствует гармоничному развитию мышц всего тела. Через игру ребенок познает окружающий мир, устанавливает контакты со сверстниками. Игра удовлетворяет естественную потребность в движении и действиях. При индивидуальной работе с детьми кроме специальных упражнений необходимо использовать упражнения и для тех мышечных групп и суставов, которые не были непосредственно затронуты заболеванием.
Рассмотрим механизмы лечебного действия средств реабилитации в педиатрии. Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению ЛФК, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Эти процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой при упражнениях и играх. Очевидно,физиологические сдвиги, происходящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энергетическим обеспечением и регулирующими обмен веществ в мышце нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и биологические изменения при мышечной работе зависят от количества произведенной работы, анатомо-физиологических особенностей детского организма и своеобразия обменных процессов в нем, а также от исходного состояния ребенка. Принято рассматривать стимулирующее (тонизирующее), трофическое, компенсаторное и нормализующее влияние средств ЛФК .
Механизм стимулирующего действия связан с обеспечением мышечной работы ведущими физиологическими системами: кровообращения,дыхания, выделения, а также регуляцией физиологических процессов нервной и эндокринной системами. Степень количественного включения этих систем определяется при прочих равных условиях количеством мышечной работы. Иными словами, чем больше расход энергии при такой работе, тем больше приток крови к работающим мышцам, тем выше газообмен, уровень окислительно-восстановительных процессов и т. д. Для растущего организма ребенка стимулирующее действие физических упражнений и мышечной работы проявляется не только в этих количественных сдвигах кровообращения, дыхания и т. п., но и в создании необходимых условий избыточного анаболизма, без которого невозможен рост протоплазменной массы.
Для организма ребенка стимулирующее действие мышечной работы и физических упражнений как ее разновидности является обязательным условием роста и развития.
Стимулирующее, или тонизирующее, действие физических упражнений зависит в первую очередь от количества выполненной мышечной работы, от ее дозировки, и не связано с тем, какие именно мышцы эту работу произвели. Благодаря этому требуемый стимулирующий эффект может быть достигнут, даже если часть двигательного аппарата исключена из активной деятельности, например, при иммобилизации.
Важной стороной влияния средств ЛФК на больного ребенка является нормализующее действие. Под влиянием систематически выполняемых упражнений постепенно расширяется диапазон функциональных возможностей пораженных патологическим процессом органов или системы: увеличивается и достигает нормы амплитуда движений в суставах при некоторых видах контрактур, восстанавливается до физиологической нормы опоро-способность при травмах нижних конечностей и т. д. Но особенно ярко нормализующее действие ЛФК проявляется по отношению к пораженным внутренним органам, функция которых оказывается значительно сниженной и извращенной. Так, при воспалении легких функция внешнего дыхания долго остается измененной даже в случае отсутствия клинических признаков дыхательной недостаточности: снижен коэффициент использования кислорода, нарушена равномерность вентиляции, повышена работа дыхания на единицу потребляемого кислорода и т. д. Восстановление и нормализация внешнего дыхания в процессе занятий ЛФК происходят под влиянием биологических закономерностей адаптации к мышечной работе.
При этом наблюдается постепенная экономизация функции дыхания в покое, т. е. снижается имеющаяся гипервентиляция, а максимальные возможности дыхания (его резервы) возрастают.
При нормализации функции внутренних органов под влиянием ЛФК мы получаем целенаправленный эффект от частного случая тренировки,когда тренирующее действие физических упражнений начинается не от уровня нормы, как при спортивной тренировке, а от патологически пониженного уровня функции, доводя его до физиологической нормы.
Направленное изменение функции внутренних органов происходит не только под влиянием адаптации к мышечной работе, но и благодаря эффекту улучшения нервно-эмоциональной сферы больного ребенка, восстановлению нарушенных ранее взаимоотношений между возбудительным и тормозным процессами, улучшению и нормализации регуляторных процессов в целом.
Незаменим и не может быть обеспечен никакими другими средствами лечения положительный эмоциональный эффект от занятий ЛФК. Эту сторону действия физических упражнений высоко ценил И. П. Павлов.Влияние физкультурных занятий связано не только с определенным количеством мышечной работы, но и с педагогическим процессом, с психотера-певтическим действием лечебной физкультуры, с радостно-оптимистической обстановкой кабинета или зала, музыкальным сопровождением и т. д.
Исследования показали, что лечебный эффект одинаковой по интенсивности и подбору упражнений мышечной работы резко различается при разном эмоциональном состоянии больных детей. Положительные эмоции многократно усиливают эффект физических упражнений.
Для терапевтического действия средств физической культуры непосредственно на морфологические проявления патологического процесса очень важно трофическое действие, т. е. действие дозированной мышечной работы на интимные процессы трофики, обеспечивающие влияние физических упражнений на регенерацию, репарацию, ликвидацию воспалительных изменений, восстановление нормальной структуры тканей и т. д. В основе трофического действия лежит генетически обусловленная связь функции и структуры, в частности, мышечной функции и структурных процессов в мышцах и сопряженных с ними образованиях. Наиболее отчетливо трофическое действие физических упражнений проявляется у больных с поражением опорно-двигательного аппарата, например, развитие мышечного корсета при сколиотической нестабильности позвоночника. Трофическое действие физических упражнений широко используется при ликвидации воспалений любой локализации. Главный принцип при этом - вовлечь в работу мышцы, кровоснабжение которых имеет анатомическую и функциональную связь с пораженным органом. Например, для ускорения репаративных процессов в легочной ткани используют физические упражнения для дыхательных мышц, мышц грудной клетки и пояса верхних конечностей.
В лечебной практике с успехом используется механизм компенсаторного действия, когда под влиянием физических упражнений (и других средств ЛФК) происходит перестройка возникающих в ходе болезни приспособительных реакций с усилением их компенсаторного эффекта. Такое компенсаторное действие физических упражнений легко объяснимо, ибо в процессе эволюции приспособление физиологических функций к потребностям мышечной работы генетически закреплено и обусловливливает перестройку вновь возникающей компенсаторной реакции по уже имеющемуся стереотипу. Так, приспособление внешнего дыхания к потребностям мышечной работы идет не только за счет гипервентиляции, но и, преимущественно, за счет увеличения эффективности вентиляции путем его углубления и повышения коэффициента использования кислорода. При патологических же процессах в легких приспособительная реакция к недостаточному поступлению кислорода в виде одышки - гипервентиляции при поверхностном дыхании - не обеспечивает необходимой компенсации. В этом случае применение специальных упражнений может быстро привести к выгодной для организма перестройке приспособительной реакции, обеспечить углубление дыхания с увеличением альвеолярной вентиляции. Происходящее одновременно с этим урежение дыхания еще более усиливает компенсаторный эффект, так как снижается потребление кислорода на работу дыхания.
Врачу и инструктору-методисту важно понимать, что в любом случае использования физических упражнений с целью компенсации они должны хорошо представлять себе природу развивающейся недостаточности и клиническую физиологию пораженной функциональной системы. Тогда будет ясно, на какие именно звенья данной системы можно воздействовать средствами ЛФК.
Определив показания к применению ЛФК, исходя из механизмов ее лечебного действия в сопоставлении с лечебными задачами, специалист по ЛФК должен решить, какими средствами возможно обеспечить преимущественное действие ЛФК в нужном направлении. Так, при недостаточности кровообращения сердечного происхождения показанием к назначению ЛФК является задача компенсации имеющейся недостаточности, исходя из механизма компенсаторного действия. На основе представлений о функциональной системе кровообращения такими свойствами будут обладать пассивные гимнастические упражнения: они активизируют мышечный фактор кровообращения, не предъявляя дополнительных требований к сердцу. Для этой же цели подойдут и дыхательные упражнения, обеспечивающие работу диафрагмального насоса и присасывающее действие грудной клетки.
Схематически тактика врачебных действий при назначении ЛФК больному ребенку представляется следующим образом :
-
определение диагноза заболевания (травмы);
-
постановка лечебных задач на данном этапе терапевтических вмешательств с учетом прогнозируемых результатов лечения и реабилитационного потенциала;
-
определение показаний к ЛФК, оценка факторов риска;
-
уточнение лечебных задач, решение которых возможно с использованием средств ЛФК;
-
подбор конкретных средств ЛФК в соответствии с намеченными лечебными задачами;
-
анализ подобранных средств, исходя из степени соответствия психомоторного развития и двигательного опыта ребенка возрастным (физиологическим) показателям;
-
выбор оптимальных форм ЛФК;
-
определение лечебной дозировки физической нагрузки;
-
формулирование и запись назначений по ЛФК;
-
врачебная оценка эффективности применяемой в комплексном лечении ЛФК, в частности, на основании врачебных наблюдений за влиянием однократно проведенного занятия;
-
коррекция назначений по ЛФК при недостаточной эффективности или в связи с изменением состояния больного и новыми лечебными задачами.
Теги: педиатрия
234567 Начало активности (дата): 18.09.2017 11:19:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова: реабилитация, педиатрия, травма, лечебная физкультура
12354567899
Похожие статьи
Пневмония у детейИнновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Что надо сделать для уменьшения детской смертности от травматизма
Пятилетний мониторинг детского травматизма со смертельным исходом в городе Москве
Что делать если увеличиваются лимфоузлы