Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дошкольный и младший школьный возраст -благоприятный возраст не только для развития опорных навыков, но и для коррекции различных нарушений осанки.
Анализ литературы показал, что эта коррекция «необходима не столько с косметической точки зрения, сколько с функциональной, тем более что состояние позвоночника и стоп оказывают влияние как на опорно-двигательный аппарат, так и на все остальные органы и системы по моторно-висцеральным связям» [1, c. 25].
Диагностика нарушений осанки сегодня рассматривается в рамках медицинской науки - ортопедии, никакая дополнительная информация о ребёнке не принимается в расчёт при планировании корригирующих занятий.
Возможно, в этом суждении и кроется основная причина неэффективности мер по их профилактике и коррекции [3].
Средства ЛФК, как и всё в медицине, многократно исследованы и признаны эффективным инструментом в профилактике и лечении нарушений ОДА у дошкольников и школьников. В то же время необходимо подчеркнуть,что появление рекомендаций по коррекции осанки у детей вышеуказанными средствами, не снижает остроты ситуации, так как на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей,имеющих нарушения осанки.
Помимо этого, исследованиями установлено, что занятия ЛФК,проводимые в образовательных учреждениях, недостаточно эффективны, так как наблюдается отсутствие интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием. Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы и определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу,создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач был проведён анализ ортопедического статуса исследуемого контингента детей.Медицинское обследование проводилось с помощью методик, принятых в медицинской практике. Осмотр проводился с привлечением врача-ортопеда.
Состояние ОДА оценивалось по следующим показателям: асимметрия положения головы, нарушение осанки во фронтальной плоскости, нарушение осанки в сагиттальной плоскости, наличие сколиотической осанки, деформация грудной клетки, О- или Х- образная деформация голеней, продольное или поперечное плоскостопие, длина нижних конечностей.
Методика. С целью выявления эффективности разработанной методики были сформированы две группы испытуемых. Группы были идентичны по всем исследуемым показателям.
Проведённое в начале педагогического эксперимента исследование не выявило достоверных различий между группами испытуемых (p>0,05).
В каждой группе занималось по 25 детей, возраст которых составлял 6 -7 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю.
В ЭГ (n=25) дополнительно к основным занятиям по физической культуре проводились занятия креативно-оздоровительной направленности, включающие:
специально разработанную методику, предусматривающую поэтапное формирование правильной осанки на основе применения танцевально-хореографических упражнений;
-партерный экзерсис;
-танцевально-хореографические упражнения с учётом анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста;
-упражнения подготовительного раздела классического экзерсиса;
-специальные арт-педагогические упражнения и креативные задания(«актёрское мастерство»);
-музыкально-ритмический материал;
-специфику преподавания танцевальных движений;
Улучшилось состояние осанки по показателям:
- нарушение осанки во фронтальной плоскости с 40% до 16%,«нарушение осанки в сагиттальной плоскости» - не выявлены, «асимметрия положения головы» - не выявлены;
-сводов стопы с 40% до 16%, «О- образная деформация голеней» - не выявлены.
Сравнение результатов изменения показателей «нарушение осанки во фронтальной плоскости», «нарушение осанки в сагиттальной плоскости»,«асимметрия положения головы», состояние сводов стопы в ЭГ с такими же показателями в КГ доказывает эффективность предлагаемой методики, а именно:
-
уменьшилось количество нарушений осанки во фронтальной плоскости у детей ЭГ с 40% до 16%, у детей КГ с 36% до 20%,
-
не выявлен признак «нарушение осанки в сагиттальной плоскости» удетей ЭГ, в КГ этот показатель остался неизменным - 4%,
-
не выявлен признак нарушения осанки «асимметрия положения головы» в ЭГ, в КГ этот показатель снизился с 12 % до 8%,
-
улучшилось состояние сводов стопы у детей ЭГ, уменьшилось количество нарушений с 40% до 16%, «О- образная деформация голеней»,зафиксированная у девочки ЭГ, в конце педагогического эксперимента не выявлена. В КГ количество нарушений уменьшилось с 28% до 16%. При этом«Х- образная деформация голеней» у детей КГ осталась без изменений - 12 %.
Анализируя полученные результаты, мы сделали предположение, что изменения в ЭГ связаны с тем, что:
-
во время выполнения упражнений классического экзерсиса тонизируется деятельность нервной системы, что способствует протеканию большого количества импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма, происходит сложная нервно-мышечная координация, являющаяся важной предпосылкой для формирования осанки;
-
включение танцевально-хореографических упражнений в занятие уравновешивает право- и левостороннее развитие всех мышц туловища и конечностей;
-
при выполнении упражнений классического экзерсиса
Выводы
-
Результаты исследования показывают широкие возможности танцевально-хореографических упражнений, которые могут решать задачи лечебной гимнастики при нарушениях осанки у детей на фоне положительного,эмоционально окрашенного настроения, выраженного в интересе к двигательной деятельности. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно изменение подходов к выбору средств физической культуры, используемых с лечебно-профилактической целью.
-
Внедрение инновационных подходов не связано с заменой традиционных средств, хорошо зарекомендовавших себя в практике
Теги: опорно-двигательный аппарат
234567 Начало активности (дата): 18.08.2017 11:02:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова: осанка, плоскостопие, коррекция, танцевально- хореографические упражнения, упражнения классического экзерсиса
12354567899