26.07.2019
У больных с анемией и дефицитом железа парентеральное введение препаратов железа приводит к значительно большему повышению концентрации Hb, чем без применения железосодержащих препаратов или при назначении препаратов железа внутрь. Поддержка препаратами железа уменьшает также число больных, нуждающихся в трансфузиях эритроцитов.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ АНЕМИИ
Функциональный дефицит железа
Рисунок 2. Рекомендуемый алгоритм лечения анемии
Коллектив авторов: Орлова Р. В., Гладков О. А., Жуков Н. В., Копп М. В., Королева И. А., Ларионова В. Б., Моисеенко В. М., Поддубная И. В., Птушкин В. В
Теги: анемия
234567 Начало активности (дата): 26.07.2019 13:50:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: поддерживающая терапия, анемия, эритропоэтин, железодефицитная анемия, анемия онкологических больных
12354567899
Практические рекомендации по лечению анемии при злокачественных новообразованиях
Анемия при злокачественных новообразованиях (АЗН) определяется как снижение концентрации Hb ниже нормального значения (обычно 120 г/л) и может быть обусловлена как наличием самой опухоли, так и её лечением.
Анемия при злокачественных новообразованиях (АЗН) определяется как снижение концентрации Hb ниже нормального значения (обычно 120 г/л) и может быть обусловлена как наличием самой опухоли, так и её лечением.
Слабая степень анемии представляет собой снижение концентрации Hb в диапазоне от 100 до 119 г/л, анемия средней степени — концентрация Hb от 80 до 99 г/л, тяжёлая анемия — концентрация Hb ниже 80 г/л.
Клиническая значимость анемии определяется:
• отрицательным влиянием на качество жизни онкологических больных с развитием слабости;
• отрицательным влиянием на продолжительность жизни при большинстве типов опухолей;
• снижением эффективности противоопухолевого лечения (отдельных цитотоксических препаратов и ЛТ).
1. ДИАГНОСТИКА
1.1. Анамнез
При сборе анамнеза у больных с анемией необходимо оценить:
• возможность наследственной анемии или гемоглобинопатии;
• характер и длительность предшествующей противоопухолевой терапии (вид лекарственной терапии, количество курсов, миелотоксичность, включение препаратов платины);
• наличие острого или хронического кровотечения;
• хронические воспалительные заболевания почек;
• наличие аутоиммунных заболеваний.
1.2. Лабораторные показатели
• общий анализ крови с определением концентрации Hb, количества эритроцитов и ретикулоцитов, гематокрита (Hct), среднего объёма эритроцита (MCV), среднего содержания Hb в эритроците (MCH), средней концентрации Hb в эритроците (MCHC), среднего содержания Hb в ретикулоците;
• исследование костного мозга — по показаниям;
• оценка показателей обмена железа: содержание сывороточного ферритина с поправкой на содержание С-реактивного белка (повышение ферритина как белка острой фазы при воспалении), насыщение сывороточного трансферрина железом, содержание в крови фолатов и витамина В12;
• оценка возможности скрытого кровотечения из ЖКТ(пробы на скрытую кровь в кале, эндоскопическое исследование), почечной недостаточности (клиренс креатинина <60мл/мин.) с нарушением продукции эндогенного эритропоэтина;
• проба Кумбса (при хроническом лимфолейкозе, неходжкинских лимфомах, аутоиммунных заболеваниях в анамнезе);
• определение концентрация эндогенного эритропоэтина (при подозрении на миелодиспластический синдром);
Диагностику анемии и выявление причин необходимо проводить до проведения заместительных трансфузий эритроцитов (если нет экстренных показаний) или назначения эритропоэз-стимулирующих препаратов (ЭСП) и препаратов железа. Алгоритм диагностики анемии у онкологического больного представлен на рис. 1.
2. ЛЕЧЕНИЕ
2.1. Гемотрансфузии
Традиционным методом коррекции сниженного Hb и жизнеугрожающих ситуаций, связанных с острой кровопотерей (обширные операции), являются заместительные трансфузии эритромассы. Однако, для лечения анемии, связанной с опухолевым процессом (распад опухоли, интоксикация) и противоопухолевым лечением, гемотрансфузии не являются безопасным и эффективным методом.
Переливания эритромассы могут сопровождаться гемолитическими реакциями, в том числе фатальными (частота — 1:1 000), трансфузионными поражениями лёгких (частота — 1:5000), бактериальной контаминацией, в том числе фатальным сепсисом (частота — 1:10 000), передачей вирусов гепатита В (частота — 1:30 000), гепатита С и вируса иммунодефицита человека (частота — 1:1 000 000).
Кроме того, многие потенциально опасные вирусные инфекции в настоящее время у доноров не тестируются.
Наряду с вышесказанным, иммунодепрессия, вызванная переливанием эритроцитов, приводит к повышению риска тромбозов, инфекционных осложнений и снижением безрецидивной и общей выживаемости при ряде опухолевых заболеваний (колоректальный рак, рак мочевого пузыря).
Повышение концентрации Hb после гемотрансфузий является кратковременным, и для поддержания его нормального значения их необходимо повторять.
В связи с этим ВОЗ рекомендует максимально регламентировать заместительные гемотрансфузии у онкологических больных и использовать альтернативные методики коррекции Hb. Согласно приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 363 от 25.11.2002 г., гемотрансфузии при снижении концентрации Hb <70-80 г/л показаны только в случае острых постгеморрагических анемий при одномоментном снижении гематокрита до <25%.
При хронических анемиях главной задачей является устранение причины, вызвавшей анемию, и гемотрансфузии назначаются только для коррекции клинически значимых симптомов, обусловленных гипоксией вследствие снижения Hb и не поддающихся патогенетической терапии.
2.2. Лекарственная терапия
2.2.1. Эритропоэз-стимулирующие препараты
2.2.1.1. Показания
Альтернативным методом коррекции АЗН является назначение ЭСП в монотерапии или в комбинации с препаратами железа. Использование ЭСП позволяет повысить продукцию эритроцитов костным мозгом и увеличить содержание Hb без переливания донорских эритроцитов.
Результаты контролируемых исследований показали, что применение ЭСП при АЗН, а также при анемии, вызванной ХТ, повышает концентрацию Hb в 60-70% случаев и сопровождается существенным снижением потребности в заместительных гемотрансфузиях (относительный риск 0,64; 95% ДИ 0,6-0,68).
У больных с солидными опухолями и больных, получающих платиносодержащую ХТ, применение ЭСП более эффективно, чем при других типах опухолей и других видах ХТ.
В ряде исследований продемонстрировано улучшение качества жизни при применении ЭСП. Однако в других исследованиях различия в показателях качества жизни признаны незначимыми.
Применение ЭСП повышает вероятность тромботических осложнений, относительный риск которых увеличивается на 67% по сравнению с плацебо (ОР 1,67; 95% ДИ: 1,35-2,06). Влияние ЭСП на выживаемость онкологических больных изучается, однако результаты исследований неоднозначны.
Данные трёх мета-анализов показали негативное влияние ЭСП на общую выживаемость, а результаты двух других мета-анализов подобного влияния не выявили.
Однако во всех мета-анализах не было выявлено значимого негативного влияния ЭСП у больных, получающих ХТ. В связи с этим большинство экспертов считает нецелесообразным применение ЭСП у больных, не получающих ХТ, за исключением пациентов с миелодиспластическим синдромом.
2.2.1.2. Противопоказания
• известная гиперчувствительность к ЭСП или их компонентам;
• неконтролируемая АГ;
• высокий риск тромбоэмболических осложнений (тромбоз в анамнезе, обширное хирургическое вмешательство, длительная иммобилизация или ограничение активности, лечение талидомидом или леналидомидом в комбинации с доксорубицином и ГКС);
данные о роли профилактического использования антикоагулянтов или аспирина отсутствуют;
• хроническая почечная недостаточность (возможны случаи истинной эритроцитарной аплазии, вызванной нейтрализующими антиэритропоэтиновыми антителами;
случаев истинной эритроцитарной аплазии среди онкологических больных не описано).
2.2.1.3. Осложнения
• редкие аллергические реакции, включая удушье, кожную сыпь и крапивницу;
• артралгии;
• периферические отёки;
• незначительная и преходящая боль в месте инъекции.
Рекомендуемые дозы ЭСП и принципы их коррекции у взрослых онкологических больных, получающих ХТ, представлены в табл. 1.
2.2.2. Препараты железа
У части больных на фоне терапии ЭСП быстро развивается абсолютный или функциональный дефицит железа, в связи с чем необходимо исходное и пе- риодическое измерение насыщения железом сывороточного трансферрина, содержания сывороточного ферритина и С-реактивного белка.
Показателями нарушения обмена железа являются содержание сывороточного ферритина <100 нг/мл и насыщения железом сывороточного трансферрина <20%.
Содержание сывороточного ферритина <100 нг/мл у онкологического больногосвидетельствует об абсолютном дефиците железа и необходимости терапии препаратами железа; предпочтительны в/в лекарственные формы, т.к. при приёме внутрь железо плохо всасывается. Более высокое содержание сывороточного ферритина (100-800 нг/мл) и насыщение железом сывороточного трансферрина <20% свидетельствует о функциональном дефиците железа.
У больных с анемией и дефицитом железа парентеральное введение препаратов железа приводит к значительно большему повышению концентрации Hb, чем без применения железосодержащих препаратов или при назначении препаратов железа внутрь. Поддержка препаратами железа уменьшает также число больных, нуждающихся в трансфузиях эритроцитов.
В связи с возможным взаимодействием железа и некоторых цитостатиков(антрациклины, препараты платины) необходимо воздерживаться от введения препаратов железа в дни введения противоопухолевых препаратов.
Рекомендуемые дозы и режим введения препаратов железа представлены в табл. 2.
В табл. 3 представлена сводная информация о лекарственных препаратах, рекомендуемых для лечения анемии у онкологических больных.
• общий анализ крови с определением концентрации Hb, гематокрита (Hct), количества эритроцитов и ретикулоцитов, среднего объема эритроцитов (MCV), среднего содержания Hb вэритроците (MCH) и средней концентрации Hb в эритроците (MCHC); кровотечение (кал на скрытую кровь, эндоскопическое обследование);
• гемолиз (проба Кумбса, ДВС-панель, гаптаглобин, непрямой билирубин, ЛДГ);
• алиментарная анемия (сывороточное железо, ОЖСС, ферритин, витамин В12, фолиевая кислота);
• наследственность (семейный анамнез);
• почечная дисфункция (клубочковая фильтрация);
• миелосупрессия, вызванная противоопухолевой терапией (ЛТ, ХТ);
• метастатическое поражение костного мозга
ЛЕЧЕНИЕ АНЕМИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПРИЧИНЫ
Рисунок 1. Рекомендуемый алгоритм обследования онкологического больного с анемией.
Функциональный дефицит железа
Дефицит железа?
Оценить:
• уровень ферритина;
• уровень насыщения трансферрина железом.
Дополнительно:
• доля гипохромных эритроцитов, уровень Hb в ретикулоцитах
Абсолютный дефицит железа:
• уровень ферритина <100 нг/мл;
• насыщение трансферрина железом <20%;
• процент гипохромных эритроцитов > 5%;
• содержание Hb в ретикулоцитах < 26 пг.
Функциональный дефицит железа:
• • уровень ферритина >100 нг/мл;
• • насыщение трансферрина железом <20%;
• • доля гипохромных эритроцитов >5%;
• • содержание Hb в ретикулоцитах < 26 пг.
Коллектив авторов: Орлова Р. В., Гладков О. А., Жуков Н. В., Копп М. В., Королева И. А., Ларионова В. Б., Моисеенко В. М., Поддубная И. В., Птушкин В. В
Теги: анемия
234567 Начало активности (дата): 26.07.2019 13:50:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: поддерживающая терапия, анемия, эритропоэтин, железодефицитная анемия, анемия онкологических больных
12354567899
Похожие статьи
Опыт применения кровосберегающих технологий при операции эндопротезирования тазобедренного суставаМетодические подходы к рентгенологическому исследованию тонкой кишки и зоны илеоцекального перехода
Язвенная болезнь 12-ти перстной кишки
Профилактика травматизма и хирургических болезней
Факторы вторичного ишемического повреждения головного мозга при черепно- мозговой травме