12.07.2018
В процессе профессиональной деятельности врачу — лучевому диагносту приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, при непродуктивном решении которых постепенно накапливается психоэмоциональное напряжение.
Теги: стресс
234567 Начало активности (дата): 12.07.2018 20:40:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: конфликтная ситуация,стресс, эмоциональное напряжение, психологическое напряжение
12354567899
Анализ конфликтных ситуаций как фактора стресса в практической работе врача — лучевого диагноста
Стресс в практической работе врача приводит к психоэмоциональному напряжению, отрицательно влияющему на работоспособность.
Актуальность
На Европейской конференции ВОЗ(2005) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой
для трети всех трудящихся. По определению психологов, конфликт — это столкновение противоречивых и противоположных задач, мнений, точек зрения субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
— противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;
— противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;
— несовпадение интересов, желаний,способностей оппонентов и т.д.
В настоящее время приобрело актуальность изучение адаптационных и коммуникативных особенностей личности специалиста, работа которого непосредственно связана с конкретными людьми.
В процессе профессиональной деятельности врачу — лучевому диагносту приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, при непродуктивном решении которых постепенно накапливается психоэмоциональное напряжение.
Врачу важно владеть техникой конструктивного урегулирования и эффективного разрешения возникающих конфликтов и тактикой их предупреждения.
Именно конфликтные ситуации и различные их последствия приводят к стрессу, постепенно преобразующемуся в дистресс, что оказывает отрицательное воздействие на человека.
Конфликты чаще возникают у врача при работе с пациентами с высоким уровнем тревожности [3–7].
Структурно конфликты, возникающие в практике врача — лучевого диагноста, делятся на горизонтальные – с пациентами и вертикальные – сотрудниками и руководителями.
Наиболее часто причинами конфликтных ситуаций являются:— профессиональные ошибки врача;
— конфликтная личность пациента;
— расхождение заключений и рекомендаций, полученных пациентом от различных врачей;
— некорректное поведение врача по отношению к пациентам и коллегам (проявление грубости, отсутствие внимания);
— негативные (неконструктивные) отношения врача и рентгенотехника, лаборанта.
Определенную долю составляют и сугубо субъективные причины конфликта: личная неприязнь, завышенная самооценка и т.д.
Материалы и методы
Для определения степени влияния конфликтных ситуаций на работоспособность и эмоциональное состояние обследовано 54 врача — лучевых диагностов — 18 мужчин и 36 женщин, в возрасте от 27 до 69 лет. Стаж работы варьировал от 2 до 42 лет. В обследовании принимали участие сотрудники кафедры лучевой диагностики ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ и врачи, занимающиеся на кафедре на курсах повышения квалификации по программе факультета последипломного образования (ФПДО).
В работе использовалась шкала профессионального стресса Д. Фонтаны (1995) [8] и опросник MBI [9]. Это позволило рассматривать профессиональное «выгорание» врача в результате конфликтных ситуаций в аспекте личностной деформации под влиянием стрессов [10, 11].
Результаты и их обсуждение
Данные, полученные в ходе проведенных обследований, представлены в таблице. Изложенные положения отобраны из опросника В. В. Бойко [2] и шкалы профессионального стресса [8]. В анализе результатов проведенного обследования применялся гендерный подход.Дана оценка ряда конфликтных ситуаций, влияющих на работоспособность, психоэмоциональное состояние врачей и варианты их субъективного проявления.
Представленные в таблице данные,полученные от врачей-мужчин и врачей-женщин, выраженные в процентах, соотносятся следующим образом:
— идентичные ответы – по пп. 1, 5, 6(мужчины (М), женщины (Ж) – 33,3 %; М, Ж – 83,3 %; М, Ж – 5,6 %);
— сопоставимые ответы – по п. 2 (М –16,7 %, Ж – 19,4 %);
— наиболее значимые различия ответов – по пп. 4, 7, 8 (М – 66,7 %, Ж – 44,4 %; М – 38,9 %, Ж – 61,1 %;
М – 27,8 %, Ж – 52,8 %).
Можно предположить, что мужчины
большее значение придают проявлениям признания их заслуг, а женщины
больше ценят признательность от взаимоотношений (пп. 3, 4). Значительные расхождения в ответах мужчин и женщин выявил п. 9 (р < 0,05): «Есть ли у Вас чувство, что руководители:
а) мешают Вам в работе;
б) активно помогают?»
Врачи-женщины выбрали:
а – 16,7 %,б – 83,3 %; врачи-мужчины при выборе ответа распределились практически поровну (а – 49 %, б – 51 %).
Возможно, в данном случае проявилась административно-социальная запрограммированность ответов.
Анализ полученных ответов и высказываний:
— «Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров» (п. 5) — 83,3 % ответов «да»;
— «Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной» (п. 6) — 94,4 % ответов «нет» позволяет сделать вывод, что конфликтные ситуации в практической работе лучевых диагностов мужчин и женщин разрешаются позитивно.
Негативные проявления как следствие конфликтных ситуаций. Так, на утверждение: «После общения
с неприятными пациентами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия» (п. 7) ответили «да» 38,9 % мужчин и 61,1 % женщин; с положением «Некоторых из своих коллег я не хотел бы видеть и слышать» (п. 8) согласились 27,8 % мужчин и 52,8 % женщин.
Данные результаты свидетельствуюто большей эмоциональной составляющей в поведении врачей-женщин.
Влияние конфликтных ситуаций на работоспособность и эмоциональное состояние врачей — лучевых диагностов и пути их устранения (или минимизации) определялись по опроснику К. Томаса [1].
Выделены 5 способов урегулирования конфликтов:
1. Соперничество (конкуренция, соревнование) — стремление добиться удовлетворения своих интересов
в ущерб другому.
2. Приспособление (противоположность соперничеству) — принесение в жертву собственных интересов.
3. Компромисс (способ защиты) —действия, способные свести до минимума отрицательные, нежелательные проявления.
4. Избегание – отсутствие стремления к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество — соблюдение интересов конфликтующих сторон.
Результаты проведенного обследования показали, что врачи использовали в конфликтных ситуациях: «избегание» —в 39 % случаев, «соперничество» — в 18 %, «сотрудничество» — в 15 %, «компромисс» — в 10 %, применялись смешанные стратегии — в 18 %, «приспособление» не использовалось ни в одном случае.
Гендерный подход в определении способа разрешения конфликта выявил, что врачи-женщины чаще использовали «избегание» — в 51 % случаев, «сотрудничество», «соперничество» и смешанные стратегии — по 14 %, «компромисс» —в 7 %.
Эти данные указывают на то, что у женщин лишь первые шаги в конфликте направлены на благоприятное урегулирование возникшей ситуации.
Врачи-мужчины прибегали к смешанным стратегиям в 37 % случаев, к «соперничеству» — в 27 %, к «сотрудничеству» и «компромиссу» — по 13 %, к «избеганию» — 10 % случаев, что свидетельствует о неоднозначном и гибком подходе мужчин к решению спорных вопросов и склонности к отстаиванию своих интересов.
Таким образом, с позиции врача —лучевого диагноста оптимальными в урегулировании конфликтов являются действия, направленные на минимизацию отрицательных проявлений во взаимоотношениях и поступках (компромисс) и возможное максимальное соблюдение интересов конфликтующих сторон (сотрудничество).
Значимая роль в разрешении негативных ситуаций принадлежит осознанию необходимости «командного»
характера работы лучевых диагностов. Способность избегать противопоставления гипертрофированного самомнения в отношениях с окружающими позволит отстаивать свои интересы без ущерба для других.
Все вышеизложенное является поиском путей устранения конфликтных ситуаций в работе врача — лучевого диагноста.
Выводы
1. Конфликтная ситуация является причиной стресса, выражающегося эмоциональным и психологическим напряжением, что негативно проявляется в практической работе врача —лучевого диагноста.
2. Врачи — лучевые диагносты — женщины проявляют большую психо-эмоциональную устойчивость вотношениях с пациентами и меньшую — в отношениях с коллегами.
3. Врачам — лучевым диагностам в конфликтных ситуациях свойственно отстаивание личных интересов.
ГОУ ВПО "Московский Государственный медико- стомотологический униерситет"Минздравсоцразвития РФ
Список литературы
1.Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.
2.Бойко В. В.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания: Практ. психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 1999. С. 161–169.
3.Винокур В. А.Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение (Гедеон Рихтер в СНГ) // Науч.-информ. мед. журн. 2001. No 4.
4.Ларенцова Л. И., Смирнова Н. Б. Взаимодействие врача и пациента – психология гармоничных взаимо-отношений: Уч.-метод. пос. к практ. занятиям со студентами. М., 2008. 108 с.
5.Овчинников Б. В., Колчев А. И. Профессиональный стресс и здоровье. Психология профессионального здоровья/ Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006.
6.Юрьева Л. Н.Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Киев: Изд-во «Сфера», 2004. 272 с.
7.Bennett S., Plint A., Clifford T. I. Burnout, psychological morbidity, job satisfaction, and stress: a survey of Canadian hospital based child protection professionals // Arch. Dis. Child. 2005. V. 90. Р. 1112–1116.
8.Fontana D.Managing stress. The Bri-tish psychological society: Пер. изд. Педагогика Пресс, 1995. С. 19–23.
9.Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P. Maslach Burnout Inventory Manual, Palo Alto. California: Consulting Psyhological Press, 1981.
10.Maslach C., Goldberg I. Prevention of burnout: New perspectives. – Applied @ Preventive Psychol. 1998. V. 7. Р. 63–74.
11.Schaufeli W. B., Enzmann D.The bur-nout companion to Study @ Practice: A critical analisis. Padstow. UK, 1998
Теги: стресс
234567 Начало активности (дата): 12.07.2018 20:40:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: конфликтная ситуация,стресс, эмоциональное напряжение, психологическое напряжение
12354567899
Похожие статьи
МРТ может помочь предсказать эффективность антидепрессантовРентген на дому 8 495 22 555 6 8
Диагностика и лечение мигрени
Головная боль, мигрень, шум в голове, в ушах. Причины и способы избавления
Хроническая тазовая боль у женщин