Тяжелая деменция: уход
Как жить сумасшедшим старикам
К сожалению, со временем заболевание переходит в свою финальную, тяжелую стадию. Это особенно относится к нейродегенеративным деменциям, в частности, болезни Альцгеймера. Уход за таким больным имеет свои особенности, которым я хочу посвятить отдельную статью.
Больной деменцией тяжелой степени практически утрачивает способность к речи. Это происходит так: речь становится все беднее, больной забывает слова, путает их, и вот уже может только отвечать двумя-тремя словами на вопросы. Затем – отвечать «да» или «нет». И наконец больной перестает понимать вопросы, обращенные к нему, даже самые простые.
Если при средней степени деменции больной создает собственный мир, живя, например, в прошлом, и считая себя ребенком – то при тяжелой уже и эта способность исчезает. То есть пропадает способность мыслить вообще, хотя бы примитивно и неверно. Тяжелый дементный больной не способен пользоваться предметами, не понимает смысла личной гигиены. Он двигается медленно и неловко, координация движений нарушается. Наконец больной утрачивает способность ходить и навсегда «приземляется» в кровати и инвалидном кресле. У некоторых могут сохраняться целенаправленные движения рук – взять рукой предмет, у других и эта способность угасает. Возможность контролировать дефекацию и мочеиспускание исчезает, как правило, еще при средней степени. Тяжелый дементный больной – это лежачий инвалид, требующий постоянного ухода. Правда, в чем-то этот уход становится даже проще: не требуется постоянный присмотр, ведь такой больной уже не в состоянии убежать или навредить себе. Но зато физически ухаживать тяжелее, так как больной совершенно пассивен (а может и сопротивляться!), и переворачивать/поднимать его приходится с приложением физических усилий.
На последних стадиях болезни возникают нарушения глотания. Чаще всего дементные больные умирают от каких-либо осложнений, вызванных их состоянием, или же от других заболеваний.
Но однако и у тяжелых дементных больных есть определенные ресурсы, которые нельзя недооценивать. То есть кое-что эти больные все-таки могут.
До самого конца они могут, например, чувствовать. Определенная способность к эмоциям сохраняется. Иногда у них возникают минуты просветления, и внезапно больная вдруг произносит какие-то фразы или отвечает на вопрос. Ухаживающие могут заметить, когда пациент удовлетворен жизнью, а когда его что-то мучает и мешает (например, боль).
Итак, какие же особенности есть в уходе за тяжелыми дементными больными?
1. Коммуникация.
С таким больным нельзя обращаться, как с растением. Ухаживая и общаясь, нужно разговаривать с ним – приветствовать, сообщать, какой сегодня день и какая погода на улице. Называть по имени. Звук знакомого, приветливого и уверенного голоса, успокаивает таких больных.
Как правило, они уже не узнают близких или обслуживающий персонал. Но с уверенностью это сказать нельзя. Во всяком случае, мне довелось наблюдать, как тяжелые дементные явно избегали и боялись тех сиделок, которые обращались с ними грубо. Следовательно, иногда они все же узнают ухаживающих – но если все в порядке, не проявляют никаких реакций.
На самом деле мы никогда не можем сказать с уверенностью, что человек еще способен воспринять, что он понимает, и что это для него значит. Поэтому и при тяжелой стадии деменции больному требуется тепло и поддержка родных, по возможности общение.
---
Бывает, что человек не может разговаривать, но может писать. Надо дать ему блокнот и карандаш.
---
2. Движение.
Когда я начинала работать, те больные, которые были уже неспособны сидеть в инвалидном кресле, держать спину и голову прямо, просто лежали в кроватях. Так было всегда – «бабушка слегла» и больше уже не встала.
Но в последние годы в Германии благодаря хорошему финансированию и развитию санитарной техники появилась возможность покидать постель буквально для всех больных.
Сейчас мы уже не найдем в домах престарелых несчастных, которые навечно скрючились на своих койках. Даже самых тяжелых больных с утра моют, одевают в «дневную» одежду и усаживают в мультифункциональное кресло. Некоторые, конечно, не выдерживают даже такого полусидячего положения дольше, чем 3-4 часа.
Почему важно поднимать даже самых тяжелых больных? Смена положения тела стимулирует систему кровообращения. Более вертикальное положение способствует профилактике пневмонии, запора. Не так быстро развиваются контрактуры. И наконец, угасающий мозг получает хоть какие-то новые раздражители, глаза видят свет, окружающих людей, уши слышат новые звуки, музыку, голоса.
Очень важна при этом профилактика пролежней.
В профилактике пролежней есть два главных момента:
1. Смена положения тела.
2. Постоянное наблюдение за кожей.
Смена положения тела должна проводиться каждые 3 часа. В постели это просто: больной укладывается на левый бок обязательно под углом 30 градусов, для этого под спину и ягодицы подкладываются валики, подушки или свернутое одеяло. Почему нельзя поворачивать полностью на бок, как мы часто спим – под углом 90 градусов? Потому что тогда больной лежит на выпирающем отростке бедренной кости (большой вертел), так называемом трохантере – а это очень опасное место в плане образования пролежней. Таким образом, укладывать нужно обязательно под углом 30 градусов, лишь слегка повернув налево.
Через три часа больного переворачивают точно так же на правую сторону, тоже под углом в 30 градусов. При этом удобно поменять прокладку или проверить, не слишком ли она намокла. Еще через три часа – поворот на спину, и затем все снова повторяется. Под ноги больного также подкладывается подушка, чуть возвышенное положение ног полезно для профилактики отеков и тромбоза, а пятки не должны касаться постели, так как и на них могут появиться пролежни.
Такая смена положения каждые 3 часа должна проводиться как днем, так и ночью. Когда больной сидит в кресле, опасность образования пролежней никуда не девается! Поэтому если это пребывание в кресле продолжается более трех часов, следует делать микроукладки – подкладывать небольшую подушечку под седалище больного с одной стороны, чтобы все тело было чуть наклонено в другую сторону, затем менять положение подушки.
При этом необходимо постоянное наблюдение за кожей, особенно в местах, где часто образуются пролежни – это ягодицы, копчик, спина, а также локти, лодыжки, пятки.
При обнаружении красного пятна на теле нужно проделать «пальцевый тест»: на красное пятно надавливают пальцем. Если это обычная краснота, например, от какого-то раздражения кожи – она в месте надавливания исчезает. Если же пятно не исчезает от надавливания – это пролежень первой степени. С этого момента укладывать больного на данную сторону нельзя, пока краснота не исчезнет (например, если это пролежень на крестце, начинаем перекладывать больного только на правую и левую сторону, но не кладем на спину). Если пролежень развился после сидения на седалищных буграх, какое-то время больному придется провести в кровати, в кресло сажать его нельзя, пока не пройдет пролежень.
Если не реагировать на пролежень первой степени, он быстро переходит во вторую – нарушение кожных покровов, появление ранки, а затем эта ранка углубляется, захватывает мышечную ткань, гноится, и наконец можно получить тяжелую рану – пролежень четвертой степени, на дне которой видны сухожилия и даже кости, она будет гнить, отвратительно пахнуть и доставлять неимоверные страдания больному. Для лечения требуется хирургическое иссечение некротизированных тканей и лечение с антибактериальными мазями.
Все это может произойти так стремительно, что ухаживающий и ахнуть не успеет, поэтому очень, очень важно постоянно наблюдать за кожей и сразу же реагировать даже на небольшое покраснение.
Конечно, небольшую ранку, лопнувшую кожу можно смазать заживляющей мазью вроде бипантена. Но главное здесь – не втирания «волшебных средств», а именно разгрузка, своевременная смена положения и отсутствие давления на опасное место.
Если же пролежень второй и тем более третьей степени – то есть рана – уже появилась, следует обратиться к врачу-хирургу, чтобы он выписал соответствующее лечение и порекомендовал перевязочные средства.
Также очень важна профилактика контрактур. Что это такое? Больные тяжелой деменцией часто держат руки в одном и том же положении, подтягивают к себе одну ногу, их пальцы не двигаются. Если ничего не предпринимать, суставы «запомнят» это положение; сухожилия укорачиваются таким образом, что изменить его уже нельзя – разве что порвать связки. Это и есть контрактура – состояние, когда сустав или суставы нельзя полностью разогнуть или согнуть даже пассивно. Если контрактуры возникли, сделать с ними уже ничего нельзя! Лечение возможно только хирургическое, но никто, конечно, не станет мучить больного операциями в этом состоянии. Поэтому очень важно не допустить образования контрактур. Для этого важны следующие моменты: движение и положение. В постели следует укладывать больного так, чтобы он мог лежать расслабленно и удобно, но в то же время не «поддерживать» патологическое положение конечностей (например, если больная предпочитает всегда подтягивать под себя правую ногу, ногу следует разогнуть и удобно положить на подушки). Три-четыре раза в день следует проделывать пассивные движения во всех суставах (активные упражнения тяжелый дементный больной делать уже не сможет): согнуть-разогнуть, покрутить конечность и т.д. Если больная склонна сжимать кулаки, полезно вложить ей в руки мягкие мячики или матерчатые валики, чтобы уменьшить сгибание пальцев.
3. Уход за телом.
Активирующий уход здесь уже маловероятен, первое время и тяжелые дементные больные могут, например, вытереть себе лицо полотенцем, но затем утрачивают эту способность. Поэтому уход только пассивный. Здесь все просто: кожу следует содержать в чистоте, ежедневно целиком смазывать больного бальзамом для кожи или кремом – это полезно в плане профилактики пролежней. Очень важно регулярно менять прокладки или памперсы (контроль как минимум раз в три часа), при намокании и обязательно дефекации, контролировать, не возникло ли раздражение кожи в интимной области, соблюдать чистоту кожи.
4. Еда и питье.
При тяжелой деменции, как правило, больного приходится кормить с ложки и поить из специального стаканчика-поильника. Больной полностью пассивен, и мы можем контролировать, сколько он ест и пьет. По-прежнему важно следить, чтобы больной употреблял не менее 1500 мл жидкости в сутки (включая супы, кофе, кисель), если же это трудно, то как минимум хотя бы 800 мл. Если столько жидкости больной не в состоянии проглотить, врач назначит капельницу.
Желательно периодически взвешивать больного. Что в домашних условиях, конечно, трудно – в учреждениях существуют специальные весы для кроватей или инвалидных кресел. В домашних условиях можно ориентироваться на объем талии, например. При сильной потере веса (если больной просто не может кушать достаточно много) можно ввести специальные высококалорийные добавки или специальное питание (коктейли и пудинги).
Как уже говорилось, последней отмирает способность воспринимать сладкий вкус. В этой стадии деменции больные уже не чувствуют вкуса, они не морщатся, когда им дают горькие таблетки. Но сладкое они иногда еще в состоянии ощутить, любят пудинги, сладкие йогурты, шоколад. В принципе, нет ничего плохого в том, чтобы давать такому больному только сладкие блюда. Например, на завтрак – рисовую или манную кашу, на обед – творожную запеканку с вареньем или картофельное пюре с яблочным муссом, на ужин – белый хлеб с вареньем, размоченный в чае или какао. На перекус между делом – размятый банан, шоколад, йогурты. Часто больные уже не могут жевать твердую пищу (или просто невозможно вставить зубной протез), им дают только еду кашеообразной консистенции.
Самое худшее – это нарушения глотания. Если больной начал поперхиваться, захлебываться пищей, его питание следует немедленно пересмотреть.
Здесь возникает сложный этический вопрос – энтеральное питание. Если нарушения глотания уже начались, скорее всего, они не пройдут до конца жизни. В принципе, врачи могут наложить гастростому – отверстие в желудке, через которого выводится кончик зонда. К этому зонду присоединяется система энтерального питания, и таким образом, больной всегда получает достаточное количество жидкости и питательных веществ. На таком питании даже самые тяжелые больные могут «протянуть» еще много лет. Вопрос в том, нужно ли такое искусственное затягивание тяжелого состояния, которое все равно неминуемо ведет к смерти? Все чаще либо опекуны пациента, либо сам он заранее (еще в самом начале болезни) отказываются от гастростомы.
Если гастростому не накладывают, кормление больного с нарушениями глотания – довольно сложная задача. Ведь если такой больной поперхнется, жидкость или пища могут попасть в дыхательные пути, а это приведет к аспирационной пневмонии (да бывали случаи, когда больные и просто сразу задыхались). В общем и целом жидкости глотать труднее, чем кашицеобразную массу. Поэтому в питье и жидкую пищу больному добавляют загустители. Кормят осторожно, небольшими порциями. Наблюдают за состоянием – иногда больной глотает прекрасно, а иногда вообще никак, в «плохие» дни прием пищи желательно пропустить и накормить получше, когда состояние больного это позволит.
В малых количествах жидкость можно заливать за щеку. Во рту жидкость может всасываться без глотания.
5. Выделения.
О смене прокладок при мочеиспускании и дефекации сказано выше. Еще очень важен такой момент – профилактика запора. Надо следить, чтобы дефекация происходила не реже, чем 1 раз в три дня (лучше записывать или отмечать в календаре, когда больной «сходил» по-большому). Питание по возможности должно стимулировать движение кишечника: зерновой хлеб вместо белого, фрукты и овощи (пусть в виде пюре), кефир и другие кисломолочные продукты, размоченный чернослив. Хотя не всегда возможно скармливать больному подобные продукты (см. выше). Можно массировать живот по часовой стрелке. Если все это не помогает, нужно обратиться к врачу, чтобы он выписал слабительные или клизмы. Бояться слабительных не надо – в конце концов, больной и так доживает последние месяцы своей жизни, и вряд ли стоит беспокоиться о дальнейшей функции кишечника.
6. Психическое состояние больного.
Иногда тяжелые дементные больные плачут или кричат без всякой видимой причины. Конечно, нужно убедиться, что такой причины нет, что больной не испытывает, например, болей. Но иногда действительно причину установить невозможно. При тяжелой деменции невозможно и с помощью разговоров или каких-то действий успокоить больного.
Хотя попробовать всегда стоит! Может быть, просто нужно обнять больную и поговорить с ней, как с ребенком? Иногда это работает.
Если больной, тем не менее, постоянно кричит, стоит обратиться к врачу, неврологу или психиатру. Возможно, он назначит легкий нейролептик или какое-то седативное средство. Можно попробовать дать растительные средства – валерьяну или пустырник.
Уже давно не принято отношение к тяжелым дементным больным, как к «овощам». Разработаны методы занятий с ними, такие, как, например, базальная стимуляция, или «снёзельн»-метод. Обо всем этом, впрочем, писать нужно отдельно. Однако элементарные массажи, чтение вслух, музыка, приятный свет – все это успокаивает больных и создает то самое качество жизни, которое мы только и можем обеспечить нашим близким в таком состоянии.
Яна Завацкая
Другие статьи про деменцию:
Деменция.
Что такое деменция?
Как жить с больным деменцией?
Уход при деменции легкой и средней степени тяжести.
Теги: деменция
234567 Начало активности (дата): 07.07.2017 18:32:00
234567 Кем создан (ID): 982
234567 Ключевые слова: деменциям, болезни Альцгеймера, больным, способность к речи, речь становится все беднее, больной забывает слова, путает, перестает понимать вопросы, нарушения глотания, профилактике пневмонии, запора, профилактика пролежней, профилактика контрактур, еда, питье, профилактика запора,
12354567899
Похожие статьи
Перелом шейки бедраРентген на дому 8 495 22 555 6 8
МРТ 3 Тесла в Москве 84952255568
Компьютерная томография в Москве