МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА
Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ
14 декабря 2005 года
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ
ОСМОТРОВ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ
УСЛОВИЯХ ТРУДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Разработаны: ГУ НИИ медицины труда РАМН: Н.И. Измерова, Л.А. Иванова, Н.И. Симонова, Г.Н. Лагутина, Н.П. Головкова, Л.М. Лескина.
В методических рекомендациях дано обоснование порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях труда.
Приведены основы методологических подходов к деятельности медицинских специалистов и лечебно-профилактических учреждений, проводящих предварительные и периодические медицинские осмотры лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях труда.
Методические рекомендации предназначены для руководителей и врачей лечебно-профилактических учреждений, проводящих предварительные и периодические медицинские осмотры лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях труда, центров профпатологии, кафедр и клиник профпатологии медицинских образовательных и научных учреждений, учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы.
ВВЕДЕНИЕ
Предварительные (перед поступлением на работу) и периодические медицинские осмотры являются важнейшим условием раннего выявления нарушения здоровья, возникающего под влиянием вредных производственных факторов.
Предварительный медицинский осмотр проводится перед поступлением на работу и (или) при переводе рабочего на рабочее место, представляющее собой потенциальную опасность для здоровья. Полученные данные о состоянии здоровья каждого обследуемого имеют неоценимое значение для динамических наблюдений за рабочими в последующие годы.
При периодических медицинских осмотрах, которые должны проводиться через одинаковые промежутки времени после исходного предварительного медицинского осмотра, большое значение имеет правильный выбор органов и систем, подлежащих пристальному изучению в зависимости от точки приложения действующего неблагоприятного фактора, а также соответствующего комплекса методов исследования. При этом в зависимости от особенностей биологического действия неблагоприятного фактора привлекаются необходимые специалисты. Методы исследования, направленные на выявление ранних изменений в органах и системах организма, должны основываться на представлениях о механизмах действия вредного производственного фактора и патогенезе возникающих при этом нарушений в организме работника.
В настоящее время нормативно-методической основой проведения предварительных и периодических осмотров лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях труда является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)", разработанный во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых производятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)".
Примечание:
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ Министерства здравоохранения СССР N 555 от 29.09.1989, а не от 29.09.1999.
Однако указанный Приказ не содержит медицинских требований к проведению осмотров, то есть перечней врачей, участвующих в проведении осмотра, необходимых лабораторных и функциональных исследований, а также медицинских противопоказаний к допуску на работы в контакте с соответствующими вредными и (или) опасными производственными факторами, которые в настоящее время принимаются в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90, либо, по отдельным позициям - с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1999 г. N 555, при этом ряд положений упомянутых Приказов не согласуются друг с другом.
Методические рекомендации разработаны для реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".
Областью применения настоящих методических рекомендаций является здравоохранение; система медицинского обслуживания работающего населения, в том числе: лечебно-профилактические учреждения и медицинские организации, осуществляющие предварительные и периодические осмотры лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда; лечебно-профилактические учреждения и медицинские организации, осуществляющие лечебно-реабилитационную деятельность в отношении лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда и выявленных в процессе периодических медицинских осмотров как нуждающихся в реабилитации; центры профпатологии (субъектов Российской Федерации, территориальные, городские, отраслевые (ведомственные) и др.); Координационный центр профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, являются важным звеном диспансеризации работающего населения Российской Федерации.
1.2. Целью предварительных и периодических осмотров работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, является сохранение здоровья, работоспособности и трудового долголетия работников посредством динамического наблюдения за состоянием их здоровья, выявления ранних признаков профессиональных, профессионально обусловленных и общих заболеваний и своевременной эффективной их реабилитации.
1.3. Предварительные и периодические медицинские осмотры лиц, занятых на отдельных видах работ, проводятся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда.
1.4. Задачей предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе (статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации).
1.5. Задачами периодических медицинских осмотров являются:
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников;
- своевременное выявление ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников;
- своевременная диагностика начальных форм профессиональных заболеваний;
- раннее выявление общих заболеваний, в том числе являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
- экспертиза профпригодности по медицинским показаниям;
- своевременная организация и проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
1.6. Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся работникам, занятым на рабочих местах, на которых возможно негативное воздействие на них вредных и (или) опасных производственных факторов, то есть имеет место априорный профессиональный риск для здоровья работника.
1.7. Критериями эффективности предварительных и периодических медицинских осмотров являются:
- степень учета всех вредных производственных факторов, действующих на рабочем месте работника, подлежащего осмотру;
- степень охвата осмотрами всех работников, подвергающихся воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов;
- своевременность проведения периодических медицинских осмотров;
- соответствие перечня врачей-специалистов, участвующих в осмотре, комплексу вредных производственных факторов, действующих на рабочем месте работника;
- качество профессиональной подготовки в области профессиональной патологии и медицины труда всех врачей-специалистов, участвующих в осмотре;
- достаточность оснащения медицинской организации (специалистов, участвующих в проведении осмотра) средствами и методами лабораторной и функциональной диагностики, предусмотренными для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда;
- своевременность и обоснованность формирования по результатам периодического осмотра групп диспансерного наблюдения в зависимости от наличия признаков воздействия вредных производственных факторов, ранних форм профессиональных заболеваний, наличия профессионально обусловленных и общих заболеваний.
2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ
МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
2.1. Предварительные медицинские осмотры проводятся для лиц, принимаемых (переводимых) на работы, связанные с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
2.2. Основными задачами предварительных медицинских осмотров являются:
- экспертиза профпригодности;
- выявление лиц с подозрением на профессиональные заболевания.
2.3. Для проведения предварительных медицинских осмотров работодатель обязан заключить долгосрочный (не менее чем на три года) договор с медицинской организаций, имеющей лицензию на право проведения предварительных медицинских осмотров лиц, принимаемых на работы с вредными и (или) опасными условиями труда.
2.4. На начало календарного года работодатель представляет медицинской организации, с которой заключен договор, полный перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием всего комплекса вредных и (или) опасных факторов для каждого рабочего места (профессии). Указанный перечень должен быть согласован с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.5. Работодатель обязан своевременно вносить коррективы в перечень рабочих мест и профессий, указанный в п. 2.4, согласовывать его в установленном порядке с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представлять медицинской организации, с которой заключен договор, как дополнения и изменения к соответствующему договору.
2.6. При направлении работника на предварительный медицинский осмотр работодатель выдает ему индивидуальное направление с указанием фамилии, имени, отчества и планируемого места работы и соответствующей позиции в перечне рабочих мест и профессий, ранее представленном медицинской организации.
2.7. Руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительный медицинский осмотр (обследование), утверждает приказом по организации состав постоянно действующей (в течение календарного года) врачебной комиссии по проведению предварительных медицинских осмотров, председателем которой должен быть врач-профпатолог, состоящий в штате данной медицинской организации и имеющий первичную подготовку по профпатологии, а членами комиссии - врачи-специалисты, имеющие сертификат специалиста-профпатолога.
2.8. Комиссия на основе перечня рабочих мест, представляемого работодателем, перечня вредных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, и перечня работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, определяет виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных и правовых актов.
2.9. При анализе фактических условий труда и определении перечня необходимых лабораторных и функциональных исследований особое внимание должно быть уделено аллергенам, канцерогенам и веществам, опасным при воздействии на репродуктивную функцию.
2.10. При наличии в перечне вредных производственных факторов организации работодателя аллергенов в целях профилактики аллергических заболеваний профессиональной этиологии следует обращать более пристальное внимание на наличие признаков аллергозов любой этиологии у лиц, принимаемых на работу, на которой возможен контакт с аллергеном. При обнаружении аллергических заболеваний у лиц, ранее работавших в контакте с аллергенами, их следует направлять в центр профпатологии для углубленного обследования и решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией.
2.11. При наличии в перечне вредных производственных факторов организации работодателя канцерогенов необходимо провести тщательное обследование работника с целью выявления у него предраковых заболеваний, доброкачественных опухолей и злокачественных новообразований и при необходимости направить в специализированное учреждение (онкологический диспансер) для уточнения диагноза.
В случае установления у работника, ранее работавшего с канцерогенами, злокачественного новообразования, он, по согласованию с онкологическим диспансером, до или после курса лечения должен быть направлен в центр профпатологии для рассмотрения и решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией.
2.12. Вопросы профпригодности лиц, принимаемых на работы в контакте с аллергенами и канцерогенами, решаются в соответствии с медицинскими противопоказаниями.
2.13. При наличии в перечне вредных производственных факторов организации работодателя веществ, опасных при воздействии на репродуктивную функцию (репротоксикантов), комиссия обязана подготовить исчерпывающие сведения о характере и особенностях репротоксического действия вещества с целью полного информирования работника, на которого будет воздействовать это вещество в случае его приема на работу.
Вопросы профпригодности к работам при воздействии репротоксикантов, за исключением медицинских противопоказаний, не рассматриваются до разработки специальных нормативно-правовых актов по медико-социальной защите репродуктивного здоровья работников. Работник на основании полученной информации, то есть в соответствии с принципами информированного риска, с учетом возраста и особенностей планирования семьи самостоятельно принимает решение о поступлении на работу в контакте с репротоксикантами.
2.14. Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, сведения о профессиональном маршруте за предыдущий период трудовой деятельности, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических медицинских осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии.
2.15. Медицинская организация по результатам предварительных медицинских осмотров:
- выдает работнику заключение о возможности (невозможности) работы в конкретных условиях труда;
- направляет лиц с подозрением на профессиональное заболевание в центр профпатологии субъекта Российской Федерации (либо иной территориальный или ведомственный центр профпатологии, имеющий лицензию на право проведения экспертизы связи заболевания с профессией) для решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией (в отношении работников, ранее работавших во вредных условиях труда, у которых в процессе предварительного осмотра выявлены признаки профессионального заболевания);
- выдает индивидуальные рекомендации работнику по лечению, реабилитации и профессиональной ориентации по медицинским показаниям в зависимости от условий труда.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ
МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
3.1. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется соответствующими правовыми и нормативными актами и распорядительными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не может быть реже одного раза в два года.
3.2. Сведения, представляемые работодателем на момент проведения осмотров о низких уровнях воздействия вредных производственных факторов, в том числе по результатам аттестации рабочих мест, не могут в одностороннем порядке являться основанием для отказа от проведения предварительных и периодических медицинских осмотров по следующим причинам:
3.2.1. Имеется достаточно значимая группа вредных производственных факторов, для которых не является безусловным принцип пороговости (аллергены, канцерогены, ионизирующие излучения и др.).
3.2.2. В современных условиях, как правило, имеет место комплексное, комбинированное и сочетанное воздействие вредных производственных факторов на рабочем месте, что может способствовать формированию негативных изменений в организме работника при относительно низких уровнях воздействия какого-либо отдельно учитываемого фактора.
3.2.3. Возможно отрицательное воздействие вредных производственных факторов при интенсивности, не превышающей соответствующие гигиенические нормативы, на лиц с повышенной индивидуальной чувствительностью, доля которых может достигать 5,0% и более от общего числа экспонированных (Р 2.2.20060-5).
3.2.4. В настоящее время у работников регистрируются в основном (более чем в 98% случаев) хронические профессиональные заболевания, которые развиваются в течение нескольких десятилетий; следовательно, исходными этиологическими факторами для них являются предшествующие условия труда, на которые не могут распространяться результаты аттестации рабочих мест, выполненные в современный период.
3.2.5. Важнейшей задачей периодических медицинских осмотров является диспансеризация работников, то есть выявление не только начальных форм профессиональных, но общих, в том числе производственно обусловленных заболеваний, снижающих трудоспособность работника и могущих стать противопоказанием к продолжению работы в профессии.
3.3. В случае коренного улучшения условий труда работодатель может принять решение об отказе от проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих, которые ранее классифицировались как вредные и (или) опасные, только на основании экспертного заключения по оценке профессионального риска, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, либо иной компетентной организацией и свидетельствующего об отсутствии значимого профессионального риска для работников, занятых на соответствующих рабочих местах.
Указанное решение в части как предварительных, так и периодических медицинских осмотров может быть правомочным только для тех работников, которые принимаются на соответствующие рабочие места после получения экспертного заключения по оценке риска. Стажированные работники, ранее принятые на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, должны подвергаться периодическим медицинским осмотрам в течение всего периода, определяемого прогнозом вероятности реализации профессионального риска вследствие воздействия ранее имевших место вредных условий труда, длительность которого должна быть определена для всех групп работников в заключении по оценке риска.
3.4. Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1)).
3.5. Периодические медицинские осмотры работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра (ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1, ст. 3)).
3.6. Работникам, имеющим стаж работы пять и более лет в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, периодические медицинские осмотры один раз в пять лет проводятся в центрах профпатологии, имеющих лицензии на экспертизу связи заболевания с профессией.
3.7. Работодатель определяет контингент и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (обследованию), с указанием рабочего места (профессии), участка, цеха, производства, где работает работник, и полным перечнем вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работника, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодического медицинского осмотра (обследования).
3.8. Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (обследованию), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинского осмотра (обследования).
3.9. Руководитель медицинской организации, осуществляющей периодический медицинский осмотр (обследование), утверждает приказом по организации состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог, состоящий в штате данной медицинской организации и имеющий первичную подготовку по профпатологии, а членами комиссии - врачи-специалисты, имеющие сертификат специалиста-профпатолога.
3.10. Комиссия на основе анализа поименного списка лиц, подлежащих осмотру, определяет виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных и правовых актов.
3.11. При анализе фактических условий труда и определении перечня необходимых лабораторных и функциональных исследований особое внимание должно быть уделено аллергенам, канцерогенам и веществам, опасным при воздействии на репродуктивную функцию.
3.11.1. При наличии аллергенов в перечне вредных производственных факторов, представленном работодателем в поименном списке лиц, подлежащих осмотру, следует обращать более пристальное внимание на вероятность формирования у этих работников аллергических заболеваний профессиональной этиологии и, в случае обнаружения признаков аллергозов, направлять работника в центр профпатологии для решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией.
3.11.2. При наличии канцерогенов в перечне вредных производственных факторов, представленных работодателем в поименном списке лиц, подлежащих осмотру, председатель комиссии обязан поставить в известность руководителя медицинской организации о необходимости заключения соглашения о консультировании лиц с подозрениями на злокачественные новообразования в специализированном учреждении (онкологическом диспансере) непосредственно в период проведения периодического медицинского осмотра.
В случае установления у работника злокачественного новообразования он, по согласованию со специализированной медицинской организацией, до или после курса лечения должен быть направлен медицинской организацией, проводившей периодический осмотр, в центр профпатологии для решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией.
3.11.3. При наличии веществ, опасных при воздействии на репродуктивную функцию (репротоксикантов) в перечне вредных производственных факторов, представленных работодателем в поименном списке лиц, подлежащих осмотру, комиссия обязана подготовить исчерпывающие сведения о характере и особенностях репротоксического действия вещества с целью полного информирования работника, на которого воздействует это вещество.
Вопросы профпригодности к работам при воздействии репротоксикантов, за исключением медицинских противопоказаний, не рассматриваются до разработки специальных нормативно-правовых актов по медико-социальной защите репродуктивного здоровья работников. Работник на основании полученной информации, то есть в соответствии с принципами информированного риска, с учетом возраста и особенностей планирования семьи самостоятельно принимает решение о продолжении работы в контакте с репротоксикантами.
4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ
МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
4.1. По результатам предварительного и периодического медицинского осмотра заполняется Медицинская карта предварительных и периодических медицинских осмотров, являющая основным учетным документом при проведении осмотров.
4.2. Каждому работнику, прошедшему предварительный или периодический медицинский осмотр, выдается индивидуальное заключение о результатах осмотра с указанием результатов лабораторных и функциональных исследований и экспертизы профпригодности.
4.3. Медицинская организация, проводившая периодический медицинский осмотр, совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии субъекта Российской Федерации, на территории которого находится организация работодателя.
4.4. В случае если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии субъекта Российской Федерации либо иной центр профпатологии (территориальный, отраслевой и др.), имеющий лицензию на право проведения экспертизы связи заболевания с профессией.
4.5. Требования к перечню документов, необходимых для направления работника на экспертизу связи заболевания с профессией, а также к порядку проведения экспертизы связи заболевания с профессией регламентируются самостоятельными нормативно-методическими документами.
4.6. Центр профпатологии субъекта Российской Федерации ежегодно анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта Российской Федерации, и представляет ежегодный отчет в установленном порядке в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и Координационный центр профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ РАБОТНИКОВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕРИОДИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА
5.1. По результатам периодического медицинского осмотра формируются следующие группы работников:
1) здоровые работники, не нуждающиеся в реабилитации;
2) практически здоровые работники, имеющие нестойкие функциональные изменения различных органов и систем;
3) работники, имеющие начальные формы общих заболеваний;
4) работники, имеющие выраженные формы общих заболеваний как являющиеся, так и не являющиеся противопоказанием для продолжения работы в профессии;
5) работники, имеющие признаки воздействия на организм вредных производственных факторов;
6) работники, имеющие признаки профессиональных заболеваний.
5.2. Диспансерному наблюдению в медицинской организации, проводившей периодический медицинский осмотр, подвергаются первые три группы работников: здоровые работники, не нуждающиеся в реабилитации, практически здоровые работники, имеющие нестойкие функциональные изменения различных органов и систем, и работники, имеющие начальные формы общих заболеваний.
5.3. Работники, имеющие выраженные формы общих заболеваний как являющиеся, так и не являющиеся противопоказанием для продолжения работы в профессии, направляются на реабилитацию в медицинские организации лечебно-реабилитационного профиля, после чего в их отношении осуществляется экспертиза профпригодности. Работники, признанные после этапа медицинской реабилитации годными к профессиональному труду, подлежат диспансерному наблюдению в группе лиц с начальными формами общих заболеваний.
5.4. Работники, имеющие признаки воздействия на организм вредных производственных факторов и признаки профессиональных заболеваний, направляются в центр профпатологии субъекта Российской Федерации (или иной центр профпатологии, имеющий лицензию на право экспертизы связи заболевания с профессией) для решения вопроса об установлении связи заболевания с профессией.
В случае неустановления им профессионального заболевания (признания выявленных изменений в состоянии здоровья признаками общих заболеваний) указанные работники присоединяются к группе диспансерного наблюдения лиц с начальными формами общих заболеваний.
5.5. Лица с профессиональными заболеваниями находятся на диспансерном учете в центре профпатологии, установившем диагноз профессионального заболевания.
5.6. Диспансеризация работников по результатам периодических медицинских осмотров осуществляется на основе принципов этапной реабилитации, которая состоит из трех основных этапов:
5.6.1. Первый этап: мероприятия по профилактике заболеваний у здоровых и практически здоровых работников посредством организации профилактических мероприятий непосредственно на предприятии или в санатории-профилактории.
5.6.2. Второй этап: медицинская реабилитация лиц из "группы риска": часто и длительно болеющих простудными заболеваниями, лиц с различными функциональными нарушениями, начальными формами общих заболеваний, доклиническими признаками профессиональных заболеваний и т.п. путем организации диспансерного наблюдения и регулярного профилактического лечения с обязательным включением санаторно-курортного этапа оздоровления.
5.6.3. Третий этап (предусмотрен Федеральным законом ФЗ-125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"): реабилитация больных с профессиональными заболеваниями, в том числе инвалидов вследствие этих заболеваний в условиях центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации, отделений реабилитации профпатологических центров либо здравниц санаторно-курортной базы, имеющих лицензию на этот вид деятельности.
5.7. Диспансеризация и медицинская реабилитация работников по результатам периодических медицинских осмотров осуществляется в соответствии с типовыми программами реабилитации, утвержденными в установленном порядке.
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ, ИМЕЮЩИМ ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ
И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ
ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА
6.1. Медицинские организации, проводящие предварительные и (или) периодические медицинские осмотры работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, должны иметь лицензию на право проведения данных видов медицинской деятельности.
6.2. К штатному составу медицинских организаций, проводящих предварительные и (или) периодические медицинские осмотры работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, предъявляются следующие требования:
6.2.1. Наличие в штатном составе не менее одного врача-профпатолога, занимающего эту должность по штатному расписанию и имеющего первичную подготовку (диплом) в области профпатологии.
6.2.2. Все врачи, участвующие в проведении предварительных и (или) периодических медицинских осмотров работников, в том числе врачи-лаборанты, врачи функциональной диагностики, врачи-рентгенологи и др. должны иметь свидетельство (сертификат) о повышении квалификации по профпатологии.
6.3. К материально-ресурсному обеспечению медицинских организаций, проводящих предварительные и (или) периодические медицинские осмотры работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, предъявляются следующие требования:
6.3.1. Медицинская организация должна иметь все необходимое лабораторное и диагностическое оборудование, использование которого предусмотрено правовыми и нормативными актами по проведению предварительных и (или) периодических медицинских осмотров работников, в том числе:
1) рентгенодиагностическое оборудование (не допускается замена на флюорографическое);
2) оборудование для оценки функции внешнего дыхания;
3) оборудование для ультразвукового исследования с набором датчиков для исследования органов брюшной полости (гепатобилиарной системы, почек, надпочечников, забрюшинного пространства, селезенки, мочевого пузыря), регионарных лимфоузлов, щитовидной железы, матки, придатков, щитовидной железы;
4) оборудование для биомикроскопии и офтальмоскопии сред глаза, офтальмотонометрии;
5) оборудование для анализа содержания основных вредных химических веществ (свинца, ртути) или их ксенобитиков в биологических средах организма;
6) оборудование для клинического анализа крови и мочи (соответствующие анализаторы);
7) оборудование для проведения биохимического скрининга (биохимический анализатор);
8) оборудование для электронейромиографии;
9) оборудование для оценки состояния сердечно-сосудистой системы - электрокардиографии, реовазографии;
10) оборудование для оценки функции органа слуха - аудиометрии;
11) оборудование для оценки порога вибрационной чувствительности (паллестизиометрии);
12) прочее оборудование, предусмотренное действующими нормативными актами по проведению предварительных и (или) периодических медицинских осмотров работников.
6.3.2. Медицинская организация должна иметь квалифицированных специалистов и необходимое количество расходных материалов для работы на оборудовании, указанном в п. 6.3.1.