Проблемы с голеностопным суставом у баскетболистов
Проблемы с голеностопным суставом у баскетболистов
25 апреля 2012 года Стивен Карри не исключал, что проснётся с уже непригодными для баскетбола сухожилиями. Он засыпал под действием наркоза в ортопедическом институте Южной Калифорнии под присмотром доктора Ричарда Феркела, который начиная с 1983 года сделал тысячи надрезов на ногах сотням игроков НБА. Обычно хирург точно знал, что обнаружит в ноге у пациента, но этот случай был особенным. И семья Карри в холле у операционной молилась особенно усердно.
Перед началом операции Феркел рассказал о потенциальном риске. Менее года назад Стивен уже подвергался хирургическому вмешательству на той же правой лодыжке, чтобы привести в порядок две связки, которые растянулись, как ткань в локтях старого свитера. В самом худшем случае сейчас пришлось бы полностью повторить те же процедуры, используя лучший материал, в частности пересадив связки умерших людей. Тогда восстановление игрока заняло бы как минимум шесть месяцев. Но и после этого никто не смог бы с уверенностью сказать, как поведут себя лодыжки Карри на площадке. Очевидно было только одно: контракт новичка защитника истекал совсем скоро, и его будущее в «Голден Стэйт» оказывалось под большим вопросом. А потому агенту стоило начинать переговоры уже сейчас, не дожидаясь, пока непредсказуемые ноги Стивена не окажутся на паркете.
В тот момент четыре доктора и две медсестры в операционной вряд ли осознавали, что пытаются спасти будущее НБА. Тогда никто не представлял, что 24-летний разыгрывающий вскоре станет кошмаром и для Леброна Джеймса, и для Кевина Дюранта, ведь его перспективы не внушали оптимизма. Так, после первой операции он умудрился в течение 26 матчей пять раз растянуть голеностоп.
«Карри подворачивал ноги самыми необычными способами. Однажды он сделал это, перепрыгивая через рекламный щит во время предсезонного поединка, в другой раз во встрече с «Сан-Антонио» поскользнулся на ровном месте, когда рядом не было ни одного соперника. Это было ужасно. Я не видел подобного ранее и не встречал после этого», – вспоминает генеральный менеджер «Уорриорз» Боб Майерс.
Всё чаще стали появляться разговоры, что у Стивена «стеклянные» лодыжки и что он новый Грант Хилл. Защитник не мог скрыть от окружающих разочарование от происходящего. Тем более что в университете у него не было ни малейших проблем с ногами, а вот в НБА при упоминании его имени чаще возникал образ корчащегося от боли на паркете игрока, чем финты и проходы.
Но когда защитник наконец отключился на операционном столе, в его жизни произошло важное событие. До этого огромное количество обследований с использованием новейших технологий не могло объяснить загадочную склонность его лодыжек к подворачиванию. Но рентген не выявил серьёзных повреждений полностью неподвижной ноги, а микроскопическая камера, внедренная в сустав, показала Феркелу изображение толстых полос рубцовой ткани, напомнивших доктору мясо крабов. Кроме того, он увидел воспалённые ткани, костные шпоры и фрагменты хрящей. У непосвящённого человека подобное зрелище вызвало бы отвращение, но Карри оно несло очень хорошие новости. Самый лучший из возможных результатов: автоматическое устройство под названием «бритва» за полтора часа удалило всё лишнее, пересадка сухожилий от трупов не потребовалась, а прогнозируемое время восстановления составило всего три-четыре месяца.
На практике всё оказалось сложнее, и прежде всего психологически. Спустя три месяца пребывавший в заметной окружающим депрессии Стивен признался:
«Чувствую, будто последние два года только и делаю, что восстанавливаюсь. Мне уже кажется, что я никогда не смогу играть».
Теория успеха
В ноябре прошлого года Леброн Джеймс назвал «Голден Стэйт» самой здоровой командой в истории НБА. Заслуга в этом во многом принадлежит 31-летнему Кеке Лайлсу, которого совсем недавно смогла переманить «Атланта», назначив новым исполнительным директором. Но в 2013 году Лайлс перешёл на работу в «Уорриорс» из «Миннесоты», где был простым тренером по физподготовке. На тот момент Карри, несмотря на все проблемы, провёл после второй операции 78 матчей в сезоне, набирая по 22,9 очка и отдавая по 6,9 передачи в среднем за игру. Но всё же работа Феркела не дала нужного эффекта полностью.
«Стеф не доверял лодыжкам. Он не делал таких резких финтов, как раньше, и избегал контактов с соперниками, которые раньше не были проблемой», – говорит его тогдашний партнёр по команде Брэндон Раш.
Лодыжки задают направление, но сила идёт от бёдер. Мы хотели научить Стивена нагружать бёдра, чтобы разгружать лодыжкиВ январе 2013-го разыгрывающий пропустил четыре встречи, а затем в плей-офф подвернул левую ногу, после чего не смог сыграть на максимуме в сериях с «Денвером» и «Сан-Антонио».
Однако Лайлс прибыл в Окленд с новым планом воскрешения их лидера. Играя в баскетбол в университете, Кеке на собственном опыте сделал вывод, что в организме профессионального спортсмена особую роль играют бёдра. И в «Голден Стэйт» он наконец получил возможность опробовать теорию на практике. Медик был убеждён, что Карри уже умеет менять направление движения лучше всех в мире. При этом он слишком полагался на свои лодыжки. А для баскетболиста эта часть тела сродни крыльям Икара из-за чрезмерных надежд и неправильного использования. Но ведь можно двигаться и по-другому.
«Лодыжки задают направление, но сила идёт от бёдер. Мы хотели научить Стивена нагружать бёдра, чтобы разгружать лодыжки», – объясняет Лайлс.
По-прежнему преследуемый воспоминаниями о проблемах в плей-офф 2013 года разыгрывающий ухватился за идею Кеке, как за спасательный круг, и проявил себя способным учеником. Он быстро овладел позой ласточки, научился управлять тазобедренным суставом и за 10 минут освоил упражнения с подъёмом тяжестей для ягодичных бицепсов, на которые обычно у игроков уходит неделя.
Поначалу Карри мог поднять только 100 кг. Но когда началась настоящая работа, его прогресс вызывала в памяти кадры тренировок из фильма «Рокки». Стивен буквально пропадал в тренажёрном зале и уделял работе с тяжестями почти столько же времени, сколько броскам. Уже на второй год он брал вес 180 кг, что более чем в два раза превышает его массу, а уступал в этом упражнении в команде только огромному центровому Фестусу Эзели.
Защитник предпочитал, чтобы его вес не превышал 86 кг, но Лайлс настаивал на устойчивости в море прыжков, резких проходов и пик-н-роллов. По этой причине 90% упражнений для нижней части тела Карри делал и делает, стоя на одной ноге. Его стандартная тренировка в межсезонье включает стойку в позе фламинго, во время которой тренер бросает ему мячи.
В течение последних двух сезонов Стивен стал чаще проходит в «краску», где таится намного больше опасностей для ног, чем на других участках площадки. При этом он атакует оттуда чаще и точнее, чем все игроки передней линии команды. В матче с «Сан-Антонио» 25 января он движениями бедёр трижды сделал клоуна из лучшего игрока оборонительного плана прошлого сезона Кавая Леонарда. А неделей ранее выдал более впечатляющий эпизод, когда во встрече с «Кливлендом» оказался в бутерброде между Леброном Джеймсом и Кайри Ирвингом. Тогда разыгрывающий рывком отправил на паркет 110-килограммового Джеймса, вырвался из лап Ирвинга и, воспользовавшись заслоном, реализовал трёхочковый. За это время Леброн успел только встать на ноги.
Не было бы счастья...
За последние два с половиной сезона, которые включали три Матча звёзд, Кубок Мира и 28 встреч плей-офф, Карри пропустил из-за проблем с лодыжками всего два поединка. Первый — в ноябре 2013 года в качестве меры предосторожности после ушиба, а второй – год назад, неудачно наступив на ногу Борису Диао. И всё. Теория Лайлса полностью себя оправдала. Но её успех обусловили ещё несколько факторов. Стивен на каждую игру надевает фиксаторы голеностопа, а его кроссовки сделаны с учётом особенностей его ног. Кроме того, глубина состава «Голден Стэйт» позволяет ему играть всего по 34 минуты за матч, и он занимает лишь 32-е место в НБА по этому показателю.
За последние два с половиной сезона, которые включали три Матча звёзд, Кубок Мира и 28 встреч плей-офф, Карри пропустил из-за проблем с лодыжками всего два поединкаКонечно, близкие к разыгрывающему люди не перестали переживать за него. И доктор Феркел периодически прилетает в Окленд, чтобы проверить его состояние. А когда в январе Стивен ушиб голень в столкновении с Роем Хиббертом, на тренерский персонал нахлынули плохие воспоминания.
Сейчас «Уорриорз» наняли в качестве шефа медицинской службы австралийского специалиста Лэклэнда Пенфолда, которому запрещено давать интервью. Его работа, по свидетельству очевидцев, напоминает датчик показателей здоровья в компьютерных играх. Например, он может подойти к Майерсу или главному тренеру Стиву Керру и сказать: «Карри достиг уровня 77, а максимально допустимым для его выхода на паркет является 75».
В 2012-м, когда с защитником подписывали новый контракт, таких технологий не было, и генеральный менеджер чувствовал себя брокером, покупающим акции падающей в цене компании.
«Конечно, мы могли бы предложить Карри больше, чем $ 44 млн за четыре года. Но тогда он снова подвернул ногу во время предсезонной подготовки. Тем не менее мы решили сделать ставку на несколько моментов. На то, какой он человек. На его способности. На то, что он всегда готов сделать максимум возможного, чтобы вернуться в строй. На его интеллект и прилежание», – говорит Майерс.
В это трудно поверить, но Стивен Карри без проблем с лодыжками оказался бы менее полезен «Голден Стэйт», чем нынешний Стивен Карри. Именно трудности и их преодоление сделали его умнее и сильнее. Без них он не стал бы тем, кем является сейчас.
И он считает так же:
«Все эти события положительно сказались на моём трудолюбии. После той операции я старался использовать по максимуму каждый день. В то время я больше думал о том, смогу ли играть в баскетбол вообще, чем смогу ли играть на высоком уровне. Теперь стараюсь получать удовольствие, насколько это возможно. Нельзя наслаждаться операцией и восстановлением, но можно радоваться их результатам».
Безусловно, от такого ответа веет розовым клише. Но если вспомнить всё, через что Стивену пришлось пройти, в таком позитиве видишь не столько показной оптимизм, сколько реальный секрет высочайшего взлёта Карри. Он сумел забыть, что всё-таки может упасть.
Андрей Дзюба, с сайта чемпионат.ком