
Рентген ранней Моны Лизы.
Рентгеновский анализ на подлинность картины Леонардо Да Винчи.

Сфумато
Слово «сфумато» происходит от итальянского «sfumare» — «испаряться, как дым», или «приглушать». В искусстве оно используется для обозначения техники живописи, при которой контуры размыты, а один тон постепенно переходит в другой. Эта техника представлена в двух версиях «Моны Лизы».
«Высшим выражением науки живописи и ее божественного характера было «сфумато» Леонардо, которое скрывалось за поэзией его картин и тайной, которая, кажется, исходит от них.»

Кракелюр
Картина покрыта сетью мелких трещин, известных как кракелюр. Это характерно не только для старых картин, но было бы необычно, если бы их не было. Краска на старых картинах часто трескается из-за смещения грунта от основы холста — этот процесс естественным образом происходит на протяжении веков. Аналогичный эффект наблюдается на картинах, написанных на деревянных панелях. Этот кракелюр не является результатом какого-либо внешнего воздействия, не был спровоцирован искусственно и не возник из-за каких-либо дефектов краски или грунта. Со временем на лакокрасочном покрытии появляются трещины. Было подтверждено, что ранние трещины, видимые на рентгеновских снимках, соответствуют трещинам, видимым на поверхности.
При тщательном изучении кракелюра можно обнаружить даже самую аккуратную и профессиональную реставрацию, поскольку реставратор пытается воссоздать нити кракелюра так, чтобы они сочетались с окружающей поверхностью, которую он повредил. При сильном увеличении всегда можно заметить, где совпадение не идеально.
На удивительно хорошо сохранившуюся нетронутую естественную кракелюрную структуру на поверхности «ранней Моны Лизы» впервые обратил внимание доктор Серацини, и это было одобрено экспертами, проводившими последующие исследования. Действительно, на протяжении веков картина подвергалась очень незначительной реставрации (в отличие от её «сестры» из Лувра), и эти минимальные реставрации проводились только в периферийных областях и на заднем плане.
Retouches
В 2011 году было проведено тщательное исследование всей картины. Результаты показали, что в XX веке, вероятно, между 1926 и 1966 годами, была проведена небольшая реставрация поверхности фона. Реставрация не затронула важные области или фрагменты, такие как фигура, руки или нижние колонны, но, к счастью, была сосредоточена в некоторых областях неба над деревьями и в правой части над выцветшими холмами. Во время этих процедур, по-видимому, чёткость изображения отдалённого пейзажа была снижена из-за возможной чрезмерной очистки.

Дерево слева от зрителя кажется увеличенным из-за того, что голубое озеро под ним, в котором оно изначально отражалось, поблекло.

Копия «Моны Лизы» из Национального музея в Осло демонстрирует оригинальное отражение озера и деревьев, искусно скопированное художником.
Исследование Ультрафиолетовым излучением
До недавнего появления таких сложных технологий, как мультиспектральные камеры сверхвысокого разрешения, «предыдущая Мона Лиза» подвергалась многочисленным традиционным процедурам. С помощью ультрафиолетовой фотографии можно наблюдать за характеристиками флуоресценции пигментов в краске и идентифицировать их или различать между собой. Эффективность ультрафиолетового освещения зависит от явления, известного как флуоресценция, которое происходит на поверхности картины.

Деталь – Исследование ультрафиолетовым излучением.
Что касается фона, то слева на картине есть две области, а справа — несколько областей поменьше, которые флуоресцируют слабее, чем прилегающая краска. Это может указывать на незначительную ретушь или восстановление оригинальной краски в этих областях. Кроме того, некоторые участки, которые кажутся слегка мутными при флуоресценции, указывают на то, что поверх ретушированных участков мог быть нанесён дополнительный лак. Последующий научный анализ пигментов в 2005 году подтвердил, что на некоторых участках картины лака было больше, чем на других.
Инфракрасная Люминесценция
Фотографические результаты инфракрасной люминесцентной экспертизы позволяют проникнуть только в верхние слои поверхности, в частности в лак, чтобы сделать выводы о том, что находится под этими слоями. Несмотря на то, что проникновение происходит лишь частично, этот процесс позволяет подтвердить выводы, сделанные с помощью ультрафиолетовой флуоресценции. Что касается этой картины, то в ней не было обнаружено никаких отклонений, кроме незначительных несоответствий, о которых говорилось ранее.
Инфракрасный
Инфракрасный свет — это электромагнитное излучение с длиной волны, превышающей длину волны видимого света. Преимущество инфракрасного света в том, что он проникает глубже, чем ультрафиолетовый свет и инфракрасная люминесценция. Однако результаты можно изучать только с помощью фотографии. Поскольку инфракрасная фотография фиксирует только ближний инфракрасный свет, возможность проникновения в пигменты на этих длинах волн ограничена, а это значит, что в то время как тонкие слои довольно светлых цветов становятся прозрачными, некоторые другие цвета, такие как тёмно-синие и зелёные, основанные на медных пигментах, остаются непрозрачными. В случае с «Моной Лизой» обычные поверхностные слои соответствуют инфракрасному изображению.
Инфракрасный свет Ложного Цвета
Впервые появившаяся в 1910 году технология ложного цветного изображения сегодня используется в компьютерах. Фотография в прямом свете, состоящая из красного, синего и зелёного слоёв, смешивается с инфракрасным изображением. Для этого синий слой удаляется, а три оставшихся слоя разделяются следующим образом: инфракрасное изображение становится красным слоем, красное изображение заменяет зелёный слой, а зелёное изображение заменяет синий слой. Часто используется «инфракрасный фильтр»: он пропускает инфракрасный свет к камере, но блокирует весь или большую часть видимого светового спектра.
Результат даёт представление о природе использованных пигментов и позволяет легче определить изменения, если таковые были, внесённые художником в композицию. Различные анализы, проведённые с картиной, показали, что в композицию не вносились изменения.
Инфракрасная Рефлектография

Инфракрасная рефлектография. Этот процесс может помочь выявить скрытые рисунки, а недавнее исследование «Ранней Моны Лизы» позволило получить информацию об использованных материалах и техниках.
Это неразрушающий процесс, впервые применённый в 1950-х годах, который популярен для анализа подмалёвка в картинах. Основанный на том же принципе, что и обычная инфракрасная фотография, но с использованием немного другой системы обнаружения, он чувствителен к длинам волн до 2000 нанометров, что позволяет проникать сквозь некоторые непрозрачные пигменты. Этот метод исследования необходим для изучения подготовительного рисунка, если таковой имеется, а также может дать информацию об использованных материалах (сухих и жидких), инструментах и техниках, развитии рисунка, если таковое имело место, например, в тех местах, где первоначальная композиция могла быть изменена или оставлена без внимания.
Исследование, проведённое в 2010 году Паскалем Коттом, выявило чёткие контуры и подтвердило, что это оригинальная картина.
Рентгенологическое исследование

Рентгенография. Рентгеновский снимок «Ранней Моны Лизы», сделанный в 2005 году, показал последовательность, в которой создавалась картина: фигура, колонны, небо, а затем пейзаж. На этом рентгеновском снимке также видны подрамник и гвозди, которыми он был прикреплён к подрамнику.
Рентгеновские лучи поглощаются белилами, содержащими свинец, и другими плотными пигментами. Они не выявляют пигменты, не содержащие свинец, но показывают общее количество плотной краски во всех наложенных друг на друга слоях. При первоначальном исследовании картины под верхним слоем не было обнаружено никаких других изображений. На самом деле рентгеновские снимки показали почти все детали верхнего слоя, включая фигуру, балюстраду и колонны с основаниями. Не было видно только фона, вероятно, из-за большого количества свинцовых белил.
Более поздняя экспертиза, проведённая в 2005 году, с помощью рентгенографии выявила порядок, в котором выполнялась картина. Сначала были нарисованы фигура и колонны, затем небо и, наконец, пейзаж. На рентгеновском снимке головы едва различимые материалы, использованные для рисования волос, были обведены более плотными материалами, использованными для рисования неба.
Мультиспектральное исследование 2010 года
Паскаль Котт из компании Lumiere Technologies в Париже провёл обширный спектральный анализ картины с использованием новейшего оборудования и методов, которые применялись для изучения «Моны Лизы» в Лувре и других картин Леонардо, а также для подтверждения подлинности недавних атрибуций, приписываемых мастеру.

Процесс получения многоспектральных изображений выявил определённые области недоработки, на что указывают белые контуры выше.
Краткое изложение результатов анализа «Ранней Моны Лизы», проведённого в 2010 году:
• Все использованные пигменты были обычными для палитры Леонардо и были доступны во Флоренции в начале XVI века.
• На картине есть несколько чётких подрисовок у колонн и в других местах, что указывает на то, что это не прямая копия чего-либо, а оригинальная работа.
• Не удалось идентифицировать ни отпечаток руки, ни отпечаток пальца; тот же результат, что и в случае с «Моной Лизой» в Лувре.
• Не было обнаружено следов техники лессировки, разработанной Леонардо только позже, во время его «второго миланского периода» (1506–1513). [Самое раннее известное использование этих техник можно найти в его знаменитой карикатуре «Плод в утробе матери» около 1510 года. В луврской версии, напротив, они видны, особенно для того, чтобы продемонстрировать тени и создать впечатление трёхмерного эффекта для зрителя]
• Правый локоть дамы опирается на подлокотник кресла, под которым видны очень мелкие детали, как и в луврской версии, которые не видны невооружённым глазом и, вероятно, известны только художнику. Мистер Котт подтверждает, что художник, скорее всего, был одним и тем же для обеих картин.
• Помимо очевидных различий с версией из Лувра, таких как колонны и возраст натурщиков, существует множество других мелких вариаций в том, что на первый взгляд кажется одинаковым: узлы вышивки, рукава и т. д. Это устраняет любые сомнения в том, что одна из картин могла быть копией другой.
Мистер Котт подтвердил, что научный анализ, проведённый с помощью мультиспектральной камеры Lumiere Technology, не выявил никаких результатов, которые могли бы указывать на то, что «ранняя Мона Лиза» была написана не Леонардо. В документальном фильме 2015 года, показанном на канале PBS в США, мистер Котт заявил следующее о «ранней Моне Лизе»: «Если мы проанализируем пигменты, то увидим, что все они в порядке. Таким образом, углеродное датирование в порядке. Лак в порядке. Связующее вещество в порядке. Так что технически всё в порядке.»
*Примечание редактора: в декабре 2015 года стало известно, что Котт обнаружил скрытый под поверхностью картины портрет, используя технологию отражающего света. Утверждалось, что портрет представляет собой изображение модели, смотрящей в сторону. Получив доступ к картине в Лувре в 2004 году, Котт потратил десять лет на изучение картины с помощью методов усиления слоя. По словам Котта, скрытое изображение может быть оригинальной «Моной Лизой» Леонардо. Однако сам Котт признаёт, что это всего лишь гипотеза, и большинство экспертов выступают против этой идеи.
Теги:
234567 Начало активности (дата): 07.06.2025
234567 Кем создан (ID): 982
234567 Ключевые слова: кракелюр
12354567899