Травма в результате жестокого обращения с детьми
Серьезные повреждения или смерть ребенка не могут произойти при обычной бытовой травме.
Преступные действия или бездействие, причиняющие вред, могут иметь место и по отношению к плоду в утробе матери (злоупотребление беременной наркотиками, отказ от медицинского наблюдения). Узкое понятие физической жестокости включает лишь нанесение телесных повреждений (ошпаривание горячей жидкостью, ожоги, нанесение ран, уколов, травм внутренних органов). Широкое определение жестокого обращения с детьми охватывает ближайшие и отдаленные эмоциональные последствия, которые могут оказаться опаснее физического воздействия. Оставление без ухода и надзора и другие виды бездействия влекут за собой отставание ребенка в физическом, психическом развитии и учебе, снижение сопротивляемости к инфекциям. Плохое кормление — наиболее распространенная причина отставания в массе тела лежит в основе более 50% случаев гипотрофии. Врачи склонны замечать в первую очередь невыполнение медицинских рекомендаций. Отсутствие жилища, условий для учебы, нормальной одежды и защиты от внешних опасностей скорее замечают соседи, родственники, учителя, социальные работники.
Родители могут отвергать медицинские рекомендации в силу своих личных или религиозных убеждений. О том, можно ли расценивать подобные случаи как пренебрежение интересами ребенка и как следует поступать врачу в столь сложной ситуации. Сложно оценивать с юридической точки зрения и невыполнение ухаживающим лицом некоторых правил безопасности ребенка. Случается, что дети получают травмы, несмотря на неуклонное выполнение этих правил заботливыми родителями.
Под психологической жестокостью с детьми подразумеваются словесные оскорбления, унижающие ребенка поведение, намеренное пренебрежение словесными и эмоциональными контактами, необходимыми для нормального развития ребенка. Все это приводит к пагубным эмоциональным последствиям. Психологическая жестокость проявляется в презрении к ребенку, его эксплуатации, привитии ему аморальных понятий, эмоциональной холодности, изоляции или запугивании. Психологическую жестокость и упущения воспитателя как непосредственную причину эмоциональных расстройств доказать весьма трудно. Под сексуальным насилием понимаются действия, которые взрослый предпринимает в отношении ребенка для своего собственного полового удовлетворения. Насильниками и развратниками бывают как члены семьи (инцест) или знакомые, так и (реже) чужие люди.
Встречаются преднамеренные отравления детей лекарственными препаратами или ядами. Иногда это делается с целью симуляции какого-либо заболевания (родительский синдром Мюнхгаузена). Это влечет за собой ненужные медицинские вмешательства, неоправданную госпитализацию и лечение. 10% подобных случаев заканчивается смертью ребенка.
Физическую жестокость к детям склонные к ней родители чаще всего проявляют в ответ на собственные стрессовые ситуации. Наиболее вероятно жестокое обращение родителей в отношении недоношенных и больных хроническими соматическими заболеваниями или предрасположенных к младенческим коликам грудных детей, а также детей школьного возраста с трудностями в учебе и отклонениями поведения. Бывает, что и обычный ребенок кажется неопытным родителям необычным, трудным и даже ненормальным, или раздражение и агрессию родителей вызывает обычное поведение — крик, неумение проситься на горшок и соблюдать опрятность. Особенно предрасполагают к этому кризисные ситуации в семье — потеря работы или жилья, конфликты между супругами, смерть другого ребенка, переутомление, острое или хроническое соматическое либо психическое заболевание кого-то из родителей или детей. Выявление факторов риска жестокого обращения или небрежного ухода за ребенком следует начинать до рождения и продолжать все детство. Оно должно составлять обязательный компонент сбора анамнеза, особенно при травмах у детей. Наличие факторов риска требует особой настороженности в отношении жестокого обращения. Обоснованное подозрение на него, даже не подтвержденное документально, требует обращения в службы защиты детей.
Синяки — самое частое проявление жестокого обращения с детьми. Они могут быть обнаружены на любых частях тела. Случайные синяки в результате удара чаще всего бывают на обращенных вперед участках тела, где тонкая кожа покрывает костные выступы — на голенях, предплечьях, бровях. Синяки на ягодицах, половых органах, спине, задней стороне рук — менее вероятно результат несчастного случая. Детей могут ударять, бросать, обжигать или ошпаривать, избивать, калечить, наносить им рваные или колотые раны. Нередко по форме повреждения можно судить о том, чем оно нанесено.
Кровоподтеки определенной формы оставляют лопаты, ремни, кисть руки и другие предметы). Чаще всего побои наносятся рукой. На мысль о неслучайном характере травм наводят двусторонний симметричный характер кровоподтеков и их форма. Цвет кровоподтеков зависит от давности и глубины повреждений, их локализации и цвета кожи. Свежие синяки выглядят синими или фиолетово-красными, старые — желтыми, зелеными или коричневыми. Разница в цвете кровоподтеков на одной поверхности тела свидетельствует, что они возникли не одновременно.
Темный цвет кожи маскирует кровоподтеки. При выкручивании рук или таскании грудных детей за руки возникают переломы метафизов с образованием угловатых осколков (по типу «ручки ковша»). Переломы диафизов чаще бывают спиральными вследствие кручения, чем поперечными вследствие удара. Спиральные переломы бедренной кости у еще не начавших ходить детей — обычно следствие удара. Сердечно-легочная реанимация или случайная травма редко бывает у детей причиной переломов ребер. Костная мозоль на месте переломов формируется через 7-10 дней. Перенесенные переломы костей черепа датировке не поддаются.
При таскании за волосы образуются участки облысения, на которых волосы обломаны на разном уровне. У грудных детей, которых оставляют подолгу лежать на спине из-за недостаточного внимания к ним или из страха перед синдромом внезапной детской смерти, отмечается уплощение и облысение затылка. Для так называемого синдрома избитого ребенка характерны кровоподтеки, рубцы, переломы разной давности, повреждения внутренних органов.
Петехии на лице и плечах вследствие сильной рвоты, кашля, крика, напряжения могут быть ошибочно приняты за последствия жестокого обращения так же, как другие изменения кожи — монгольские пятна, капиллярные гемангиомы, пигментные невусы и другие врожденные аномалии, аллергические и инфекционные поражения и самоповреждения. Единичный элемент импетиго, имеющий диаметр около 1 см, трудно отличить от инфицированного ожога сигаретой. Кровоизлияния легко возникают при гематологических расстройствах и коагулопатиях. Множественные переломы могут быть проявлением хромосомных аномалий и редких наследственных заболеваний, таких как синдром Вильсона, метафизарная хондродисплазия, сходная с синдромом Шмида, несовершенный остеогенез. Тяжелый кандидозный дерматит ягодиц и промежности иногда принимают за ожог вследствие погружения в горячую воду.
Ожоги бывают проявлениями жестокого обращения с детьми приблизительно в 10% случаев. Форма ожога может иметь диагностическое значение, так как отражает способ его нанесения или форму раскаленного предмета. Так, ожоги сигаретами представляют собой круглые, как будто выбитые пробойником дефекты одинакового размера. Ожоги вследствие погружения в горячую воду могут быть нанесены намеренно или случайно. Пребывание в воде с температурой 81 °С в течение 1 с приводит к ожогу II степени. При погружении в горячую воду конечностей возникают ожоги в виде «перчаток» и «носок». Граница ожога вследствие погружения в горячую воду ровная и четкая.
Кожа в складках может остаться непораженной благодаря рефлекторному сгибанию конечностей. Наличие ожогов кистей и стоп и ожогов от брызг горячей воды зависит от того, как держали ребенка при погружении в воду. Описанный характер нетипичен для ожогов, полученных при случайном падении в ванну с горячей водой или опрокидывании емкости с горячей водой во время купания. Для суждения о причине ожога необходимо выяснить уровень двигательного развития пострадавшего ребенка, температуру воды, высоту ванны, тип маховика крана, из которого поступает горячая вода. Дети до 2 лет сами повернуть подобный маховик и открыть кран не в состоянии. Ожоги из-за погружения в горячую воду в большинстве случаев наблюдаются у грудных детей.
Самая частая причина смерти от жестокого обращения — преднамеренная черепно-мозговая травма. О тяжелом повреждении головного мозга следует в первую очередь подумать при коме, судорогах, эпизодах апноэ и симптомах внутричерепной гипертензии. Для выявления внутричерепного кровоизлияния необходима компьютерная томография. Менее яркие симптомы черепно-мозговой травмы, такие как рвота, беспокойство или сонливость, иногда ошибочно принимают за другие причины. Запоздалая диагностика приводит к усугублению тяжести повреждения, осложнениям и летальному исходу. Кровянистую окраску спинномозговой жидкости (СМЖ) не следует рассматривать только как результат технической погрешности, особенно если жидкость ксантохромна. Субдуральная гематома без повреждения тканей волосистой части головы, переломов костей черепа обычно возникает в результате удара кистью руки. В летальных случаях причина выясняется на аутопсии, когда обнаруживается кровоизлияние — отпечаток кисти руки под надчерепным апоневрозом. При встряхивании ребенка или ударах его головой о стену либо другой твердый предмет наблюдаются следы схвативших ребенка рук, метафизарные переломы и переломы ребер, но их может и не быть. В 85% случаев при встряхивании у детей возникают кровоизлияния в сетчатку. Однако подобные кровоизлияния нередко встречаются и у новорожденных при нормальных родах, коагулопатиях, гематологических расстройствах, менингите, эндокардите, тяжелой артериальной гипертонии, сердечно-легочной реанимации, ударе по голове.
Рис. 1. Острая подапоневротическая гематома в правой теменной области и субарахноидальное кровоизлияние в височно-затылочной области у ребенка 10 лет после удара тупым предметом. МРТ в Т2(а) иТ1 (б, в) режимах: скопление крови под апоневрозом в правой теменной области. Сигнал от гематомы на Т2 смешанный (изо — и гипоинтенсивный), на Т1 — изоинтенсивный. Сигнал от крови в височно-затылочной области высокий.
Рис. 2. Краниограмма ребенка 12 лет. Инородные металлические тела (одно из которых — швейная игла) в задне- лобной области. Рельеф костей свода усилен, швы сомкнуты, турецкое седло не изменено.
Рис. 3. Рентгенограмма ребенок 13 лет. В межполушарной щели и медиальных отделах правого полушария — несколько острых металлическтих инородных тел (швейные иглы и обломки игл).
Скрупулезный сбор анамнеза является одним из основных факторов диагностики при жестоком обращении с детьми. Природа выявленного травматического поражения и объяснение причин случившегося должны коррелировать (рис. 2). Серьезные повреждения или смерть ребенка не могут произойти при обычной бытовой травме. Косвенно на грубое обращение с детьми может указывать наличие множественных травм головы и всего тела различной тяжести. Исследование головного мозга важно при, так называемом, синдроме «укачивания ребенка», который характеризуется множественными кровоизлияниями в сетчатку, субдуральными или субарахноидальными кровоизлияниями, контузионными очагами, диффузным отеком головного мозга с минимальными признаками внешнего воздействия. Другим способом лишить ребенка жизни является введение (нередко многократное) игл, острых инородных предметов в мозг через родничок (рис. 3).
Теги:
234567 Начало активности (дата): 27.11.2014 16:27:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова: дети,травма,жестокое обращение
12354567899