Главные проблемы с точки зрения пожилых людей
Существуют огромные различия в истории бывшего Советского Союза, Балканских стран и Центральной Европы. Даже внутри этих, довольно произвольных, региональных делений страна от страны значительно отличается. Однако, несмотря на такое разнообразие в регионе, здесь есть одна общая проблема, в той или иной степени оказывающая влияние на всех граждан, и особенно на старшее поколение: все прошли через шок быстрого и беспрецедентного распада социальной и политической систем.
В 2001 году "HelpAge International" и ECEN провели ряд интервью с пожилым населением этого региона. Результаты консультаций вскрыли глубокое влияние переходного процесса на жизнь этих людей, принесшего чувства разочарования, отверженности, лишений и потерь, оставляя мало возможностей для плодотворного участия в жизни общества.
Разочарование
Большинство пожилых людей, с которыми беседовали работники HelpAge International", планировали свое будущее после увольнения с работы, рассчитывая на небольшую, но достаточную пенсию вдобавок к продолжающемуся доступу к бесплатному здравоохранению и обеспечению жильем. Пожилая молдаванка объяснила: "Десять лет назад было время, когда мы жили хорошо и ждали безоблачного будущего. Была система здравоохранения, бесплатное образование, хорошее обслуживание. Сейчас же нам приходится платить за все, а пенсии слишком низкие. Когда мы были молодыми и работали, то не ожидали такой ситуации - мы к ней не готовились".
Надежды на государство были оправданными: никто не предрекал такого крутого обвала социальных систем в конце 80-х - начале 90-х годов. В регионе во всех без исключения странах понизились гарантированные доходы пожилого населения, а в некоторых странах они значительно упали.
Даже в тех странах, где пожилые люди в целом приветствовали перемены в обществе и политической экономии, самым распространенным чувством среди них является крушение
надежд и незащищенность. Как сказал один старик в Румынии: "Теперь нам разрешили высказывать свои мысли везде и всегда". Однако, по словам старой чешки, "инфляция - большая проблема. Мы не знаем, что нас ждет, насколько вырастут цены, что будет завтра". Другой пожилой человек, на этот раз из Латвии, рассказывает: "Я живу ниже минимального уровня доходов, не имею сбережений, хотя проработал более 40 лет".
Пожилые люди чувствуют, что они имеют право на "светлое будущее", в построении которого они принимали участие, - но оно потускнело. В то же время, пожизненная борьба с недостатками централизованной плановой системы закалила пожилых людей, сделала их очень стойкими в личной жизни. Кроме этого, все, кто пережил Вторую мировую войну и послевоенный период, - т.е., те, кому за 70 - прошли через крайнюю нужду, и поэтому это поколение научилось быть особенно изобретательным.
В большей части дискуссий о своем положении пожилые люди указывают, что главное содержание их жизни - разочарование. Это чувство связано с общим ощущением бессилия и замешательства по поводу потерь и лишений. В некоторых странах пожилые люди считают, что их нынешнее положение даже хуже, чем во время Второй мировой войны, поскольку теперь само их положение в обществе под вопросом, а их законное ожидание обеспеченности в старости разрушено. Кроме того, в некоторых странах бывшего Советского Союза политические перемены вскрыли полузажившие раны, нанесенные массовыми депортациями, которые затронули нынешнее старшее поколение 50 лет назад. Некоторые жертвы репрессий этого типа чувствуют разочарование, когда спустя 10 лет после падения прошлых режимов они все еще видят в правительстве, в основном, те же лица.
Многие до сих пор так и не получили компенсации, некоторые возвратившиеся депортированные все еще ждут запоздалую реабилитацию. Рассказывает пожилой молдаванин: "Меня сослали в Сибирь вместе с отцом в 1952, а после смерти Сталина отправили домой и сказали, что дадут компенсацию, но так и не дали. В первую очередь компенсацию дают насильно депортированным из России".
Некоторые из этих национальностей много лет подряд старательно удерживались вместе с помощью старых, но действенных систем. Для поколения, которое видело развитие этих систем, их крутое и неожиданное разрушение остро ощущается как духовная потеря. Особенно это чувствуется среди русских в бывшем Советском Союзе, но и распад Югославии представляет собой подобное же крушение основ с точки зрения пожилых людей.
Отторжение
Все слои населения испытывают экономические и социальные проблемы, но коренное отличие для пожилых людей в том, что у них нет в перспективе новых возможностей, которые эти политические и экономические изменения несут более молодым людям. Наиболее очевидная трудность из всех, испытываемых пожилыми людьми - создание новых форм работы. Как сказал пожилой чех: "Для старшего поколения очень серьезная проблема в том, что общество не способно использовать наш опыт. Вместо этого, работодатель старается нанять более молодого работника, не имеющего вообще никакого опыта. Это очень плохая ситуация для нас".
Там, где есть программы переподготовки и передислокации рабочей силы, они, в основном, поощряют молодых, а сами пожилые часто уходят с работы, уступая ее своим детям и внукам. Например, в Румынии обучение и образование доступно лишь небольшому количеству пожилых людей. В Литве одна пожилая женщина призналась: "Я ушла с работы, чтобы моя дочь смогла ее получить. И я не единственная, кто так поступает".
Пожилые люди ощущают недостаток информации, считают, что они забыты обществом, и правительство их игнорирует. "Пенсионеры не получают информацию, ими пренебрегают. У них нет денег даже на одну газету", говорит старик из Боснии/Герцеговины. Пожилой
литовец считает: "Не имеет значения то, что мы говорим. Никто нас не слушает. Мы им не нужны". Межвозрастная солидарность, когда-то воспитанная (возможно, искусственно) государством, сходит на нет, все меньше контакт между младшими и старшими в обществе.
Несмотря на очень высокую грамотность и хорошее общее образование старшего поколения, многие плохо осведомлены о своих правах. Это означает, что они не получают то, что им по праву принадлежит. Есть много тревожных сообщений о том, как пожилых людей принуждают продавать их основную ценность - собственность - нечестным посредникам (или родственникам) за очень низкую плату.
Одна пожилая болгарка вспоминает: "Моя племянница обманула меня, и я переписала на нее квартиру. Я пошла к юристу, который составлял договор, а он выразил удивление, что я не включила в договор условие, позволяющее мне оставаться в квартире".
В России структуры, поддерживавшие стариков после выхода на пенсию, были привязаны к месту работы. Государственные предприятия составляли сферу обитания бывшего работника - часто с полным обслуживанием. Но сегодня, когда место работы более не связывает пожилого человека с обществом, а государственная поддержка социальных и культурных возможностей значительно ослабела, старшее поколение становится все более изолированным от остальной части общества.
"Пожилой человек не имеет средств ездить куда-либо", - говорит пожилая русская женщина, - "На заводах нет денег, нам идти некуда". Именно так обстоят дела у одиноких стариков, не имеющих возможности положиться на семью, которая может стать основным связующим звеном с внешним миром. То же и у тех, кто физически ограничен в передвижении. Этим людям грозит алкоголизм, они прибегают к спиртному как средству укрыться от стрессовой действительности.
Лишения и потери
Во время дискуссий и интервью, проводимых "HelpAge International" и ECEN, многие пожилые люди, особенно в бывшем Советском Союзе, на разных уровнях говорили о чувствах потери, лишения, тяжелых утрат.
Происходящие события повлияли на мужчин и женщин в нескольких отношениях. Многие стали свидетелями резкого скачка заболеваний и смертности среди их ровесников, а также выживания в условиях потери статуса и разрушения систем поддержки со стороны предприятия, на котором они работали и на которое надеялись. "Мне 81 год", - говорит мужчина из Чехии. "Другие мужчины моего возраста (в деревне) умерли. Мы прожили большую часть жизни во времена Первой и Второй мировых войн. Мы отдали свои жизни и здоровье стране".
Женщины составляют большую часть этой возрастной группы, как и во многих других странах. Но в некоторых государствах, например, в Латвии, расхождение в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами одно из самых высоких в мире. По этой причине, положение вдов является одной из острых проблем, особенно среди живущих в отдаленных сельских районах или тех, кто проживает в населенных пунктах вблизи государственных предприятий или колхозов, уже закрытых или доживающих последние дни. "Я живу одна", - говорит вдова-молдаванка. "Я уже не в ссылке, но сейчас помочь мне некому".
После распада Советского Союза огромное количество этнических русских, большинство из которых - пожилые люди, вынуждены были возвращаться от ставших теперь иностранными родных мест или домов, где они прожили 50 лет (куда их или их родителей насильно выселили в 1940-х - 50-х годах), на удивительно незнакомую "матушку-Россию". Если же они остаются жить, где жили, то они остро ощущают потерю прежней родины. Пожилые люди
чувствуют, что некоторые новые независимые государства, кажется, считают их персонально ответственными за всю политику предыдущего режима.
В обществах, прошедших через вооруженные конфликты, многие пожилые люди покинули насиженные места, испытывают трудности в получении пособий, например, пенсий. В Боснии нам рассказывали: "Люди, проработавшие всю жизнь в Хорватии или Сербии, но живущие теперь в Боснии, ничего не получают. Их трудовой стаж не признается, поскольку нет договоренности между правительствами".
Другими формами лишения прав являются задержка в выплате пенсий, высокая стоимость лекарств, а также плохое государственное медицинское и социальное обслуживание пожилых людей, особенно в селе. Во многих странах пожилые люди рассказывают о своей нищете, поскольку государственные пенсионные схемы хронически недофинансируются. Наиболее их беспокоит недоступность медицинского обслуживания и охраны здоровья. Немногие страны имеют персонифицированные не институциональные системы ухода за стариками, хотя потребность в этом в результате эмиграции потенциальных работников этой сферы среднего поколения возросла.
В большинстве стран пенсии привязаны к официальному прожиточному минимуму, или, чаще, к официальному уровню минимальной зарплаты. Хотя в процентном отношении к уровню зарплаты пенсии в странах Восточной и Центральной Европы кажутся достаточно высокими по сравнению с западными пенсионными системами, заработная плата в этом регионе настолько низкая, что индексация пенсий по обеим пенсионным системам в целом ведет к лишению основных прав человека в отношении пожилых людей. "Моя пенсия составляет 90 лей (около 7 долларов США). Могу ли я заплатить за все услуги?" - спрашивает пожилая молдаванка. "Мне нечего есть. Я просто смотрю в потолок".
Там, где ранее система позволяла большинству людей прирабатывать в дополнение к доходам, сейчас заработки пенсионеров обычно вычитаются из пенсий. "Если вы работаете, будучи на пенсии, то уменьшают либо вашу пенсию, либо зарплату", - говорит пожилой человек из Литвы.
Несмотря на проблемы, пенсия все еще является основным средством к существованию пенсионеров и их семей. В Македонии старики объясняют: "У наших детей нет шансов найти работу, поэтому нам приходится поддерживать их с помощью наших скромных пенсий".
Такие важнейшие статьи затрат, как лекарства и отопление, часто очень дорогие. Пожилой человек из Литвы говорит: "Когда дети вырастают, мы остаемся одни. Нам приходится платить за квартиру, за коммунальные услуги, а денег не хватает". Старики в Польше подчеркивали, что "медикаменты и медицинские услуги слишком дорогие".
Пожилая жительница Боснии добавляет: "Старикам не хватает средств на еду. Доходы крайне низки. Пожилым людям приходится оплачивать все: квартплату, продукты, электричество. Они не в состоянии". Группа пожилых россиян называет своими главными проблемами "дорогое медицинское обслуживание и низкий уровень пенсионных выплат. Хотя правительство повышает пенсии каждые три месяца, инфляция растет быстрее, и пенсии постепенно обесцениваются".
Вдобавок к дороговизне лекарств, медицинское и социальное обслуживание редко доступно в должной форме тем пожилым людям, которые нуждаются в специализированном и часто долгосрочном уходе. В некоторых странах, по свидетельствам, существует фактическое дозирование услуг. Пожилые люди жалуются, что врачи сосредоточивают свои ограниченные ресурсы на молодежи. В прошлом, институциональные медицинские учреждения, включая ведущие санатории, содержались за счет сравнительно низких затрат, поскольку уходом за пожилыми зачастую занимались в семьях. Но как только более молодые члены семей начали мигрировать в поисках работы, и многие учреждения по уходу за пожилыми закрылись, данная система перестала удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.
Пожилой венгр говорит: "Было бы лучше, чтобы пожилые люди не ожидали годами очереди на помещение в дома для стариков". Большое скопление стариков в сельской местности, особенно в обезлюдевших селах и сборных пунктах в пост конфликтных территориях, не обеспечивается специализированным или перераспределенным ограниченным медицинским ресурсом. Врачам и медсестрам, а также всем государственным служащим, самим хронически недоплачивают. В учреждениях не хватает персонала.
В Молдове, например, первые пять дней госпитализации для пожилых бесплатные, но из-за недостатка финансовых средств все пациенты вынуждены оплачивать лекарства и анализы. Таким образом, стоимость лечения для пожилых становится непомерно высокой. Как сообщил один молдаванин: "Мне пришлось продать все, что было в доме, чтобы оплатить операцию на глазах. Теперь я в долгах. Я потратил всю пенсию на лечение".
Другой важной проблемой для пожилых людей является отсутствие гарантий получения дохода и, в некоторых странах, отсутствие доступа к сельскохозяйственному приработку. Старый литовец рассказал свою историю: "Я работал в колхозе. Когда СССР распался и мы получили независимость, колхозы разорились, а я потерял работу". В Боснии также проблемой является отсутствие доступа к сельскохозяйственным субсидиям. Там старик рассказал: "В деревнях старые фермеры очень бедны. Они не могут работать, потому что нуждаются в семенах и технике. Сельскохозяйственные производители не имеют дохода или защиты".
Пожилые люди в этом регионе привыкли подрабатывать в дополнение к своим доходам. Но в нынешней ситуации большинство традиционных форм источников дохода неизмеримо труднее найти, чем было когда-то. Некоторые пожилые люди прибегают к нищенству или маргинальному труду, вроде собирания бутылок - почти неслыханному в прежние времена. "Уличные старики" сейчас привычное явление в большинстве крупных городов региона. Обычно их заставляют платить процент от скудного заработка местным бандам за защиту. Пожилая боснийка говорит: "Часто можно видеть людей, просящих милостыню на улицах…людей, у которых нет ничего".
В то же время, "младшие старые" (55-64 лет) пребывают в очень тяжелом положении. Многие из них стали излишней рабочей силой, а на выходное пособие не начнешь малый бизнес. Им грозит опасность стать следующим поколением "уличных стариков".
Еще одна потеря - отсутствие личной безопасности. Большинство пожилых людей сходятся на том, что повседневная безопасность при бывшем режиме воспринималась как должное, строго поддерживалась органами правопорядка. Уголовная преступность, конечно, существовала, но была направлена в основном против государства, а не личности. С началом переходного процесса возник резкий всплеск хулиганства и уличного насилия. Пожилые люди в Польше говорят: "Мы не чувствуем себя в безопасности на наших улицах". Есть сведения об исключительно агрессивных нападениях на пожилых людей (особенно на одиноких пожилых женщин, живущих в селе), часто ради мизерных сумм денег.
В России интервьюерам говорили: "Пожилых одиноких людей часто грабят в их квартирах. Воры и наркоманы находят информацию об одиноких стариках в районе, и грабят их, когда те получают пенсии". Такого нет почти нигде в других частях региона. В результате некоторые пожилые люди смогли усвоить совершенно новые подходы к жизни, как, например, держаться группой, когда ходят по улицам, но все равно остаются весьма уязвимыми.
Теги:
234567 Описание для анонса:
234567 Начало активности (дата): 06.10.2014 14:27:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567