Травма мотоциклистов от столкновения мотоцикла с неподвижными предметами
Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования
Повреждения участникам причиняют детали мотоцикла, неподвижных предметов и дороги. На основании морфологической картины, обусловленной площадью поверхности и высотой расположения предмета, выделяют такие варианты травмы: столкновение мотоцикла с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья); столкновение мотоцикла с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаум и пр.); столкновение мотоцикла с предметами с распространенной поверхностью (задней поверхностью кузова грузового или пассажирского транспорта); столкновение мотоцикла с низко расположенными предметами (бордюры, ограничительные столбики и др.).
Столкновения мотоциклов с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья)
Столкновения мотоциклов с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (столбы, деревья) характеризуются небольшим количеством ограниченных по площади повреждений, локальной черепно-мозговой травмой. Уровень и поверхность расположения повреждений на теле, возникших от контакта с преградой, позволяют выделить три подварианта травмы:
— фронтальное столкновение передним колесом мотоцикла;
— касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла;
— касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла.
Фронтальное столкновение передним колесом мотоцикла определяется
по локализации небольшого количества повреждений от контакта с преградой в области головы и верхней трети тела, взаимодействия с деталями мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов. Это столкновение наблюдается в случаях езды на большой скорости, когда водитель мотоцикла не справляется с управлением и прямым ударом контактирует с преградой.
След колес мотоцикла оканчивается у преграды, имеющей на высоте 30 см след удара передним колесом. Мотоцикл-одиночка лежит на боковой поверхности, передним колесом к преграде, иногда соприкасаясь с нею. Здесь же находятся осколки стекол мотоцикла. Водитель лежит на задней или заднебоковой поверхности тела рядом с мотоциклом ногами к преграде. На столбе или дереве обнаруживаются волосы, эпидермис и кровь мотоциклистов.
Удар о преграду причиняет прямые повреждения деталей мотоцикла, локализующиеся на передней поверхности, и непрямые, располагающиеся вдали от места приложения силы. Повреждения, вызванные ударом о дорогу, наблюдаются на боковой поверхности мотоцикла.
Для этого подварианта травмы характерно катапультирование мотоциклистов после удара о преграду. Характер, локализация и объем повреждений определены местом нахождения участника и точками фиксации его с деталями мотоцикла.
Травма водителя мотоцикла. Для таких столкновений типична такая же локализация повреждений на одежде, как и для случаев столкновений мотоцикла со встречным транспортом. Повреждения образуются от перерастяжения и трения, однако объем их мал. Механизм травмы (рис. 240) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Травма пассажиров заднего сиденья. Пассажиры заднего сиденья мотоцикла, как правило, смертельной травмы не получают и остаются живы, что объясняется наличием своеобразного буфера — водителя мотоцикла, «смягчающего» удар.
Механогенез травмы и локализация повреждений у водителей мотоциклов, погибших при столкновениях мотоцикла с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхносью (столб, дерево)
Касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла
Касательное столкновение передним колесом и средней частью руля мотоцикла устанавливается по расположению повреждений, причиненных ударом о преграду в области лица и надплечья (рис. 241), скольжением по преграде — на переднебоковой поверхности тела, контактом с деталями Мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов, ударом рулем мотоцикла — в области живота. Характерны ссадины со следами скольжения на переднебоковой (наружной) поверхности головы, шеи и конечностей с внедрением частиц преграды и кровоподтеков, состоящих из внутрикожных точечных кровоизлияний в области надплечий. Такое столкновение наблюдается при езде на большой скорости, когда водитель пытается объехать преграду и скользящим ударом контактирует с ней.
След колес мотоцикла, дуговидно изгибаясь, оканчивается у преграды, где на высоте 30—50 см и около 100 см имеются следы скользящего удара деталей мотоцикла, наложения краски мотоцикла и тканей мотоциклистов
Иногда за преградой обнаруживается борозда, образованная подножкой наклонившегося мотоцикла Мотоцикл лежит за преградой, передней поверхностью перпендикулярно к ней или несколько наискось по отношению к преграде. Мотоводитель располагается рядом с мотоциклом, между ним и деревом, головой к нему.
Повреждения на мотоцикле от взаимодействия с преградой локализуются на переднебоковой поверхности мотоцикла, от контакта с дорогой — на одной из боковых поверхностей.
Травма водителя мотоцикла. Повреждения на одежде локализуются на таких же поверхностях и сторонах, как и в случаях нецентрального прямого столкновения мотоцикла со встречным транспортом, но объем повреждений значительно меньший. Повреждения образуются вследствие перерастяжения, зацепа и трения на стороне взаимодействия с преградой, а также трения на стороне контакта с дорогой. Механизм травмы (рис. 242) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Травма пассажира заднего сиденья. Травма пассажира заднего сиденья значительно легче, чем у водителей мотоцикла, принимающих удар «на себя», в связи с чем пассажиры остаются живы.
Ссадины со следами скольжения по преграде
Механогенез травмы и локализация повреждений у водителей мотоциклов, погибших при касательном столкновении передним колесом и средней частью руля мотоцикла с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (столб, дерево)
Касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла
Касательное столкновение концевой частью руля мотоцикла устанавливается по локализации повреждений, причиненных ударом о преграду, в основном на лице, скольжением по ней — на боковой поверхности лица, шеи и верхних конечностей. Повреждения, вызванные ударом о детали мотоцикла и переломы костей не характерны для этого подварианта травмы. Такое столкновение происходит во время езды на большой скорости в момент попытки объезда преграды, о которую мотоцикл ударяется концевой частью руля.
След колес мотоцикла начинается на некотором удалении от дерева, проходит рядом с ним и оканчивается на некотором удалении от него у лежащего мотоцикла, передним концом обращенного в сторону первоначального движения. Параллельно следу мотоцикла за деревом проходит борозда, образованная подножкой мотоцикла или его дуги безопасности, свидетельствующая о наклоне мотоцикла. Водитель лежит рядом с мотоциклом, головой в сторону его движения. Скользящий удар рулем оставляет на преграде нарушения целостности коры, локализующиеся на высоте 80—100 см, и наложения тканей человека, указывающие на скользящий удар о преграду Повреждения на боковой поверхности мотоцикла причиняются взаимодействием с дорогой.
Травма водителя мотоцикла. Повреждений на одежде, образованных контактом с преградами, не наблюдается, что объясняется местом приложения силы. Наряду с этим повреждения одежды в виде потертостей или протертостей выявляются на стороне контакта с дорогой. Механизм травмы (рис. 243) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Травма пассажиров заднего сиденья. В этом подварианте травмы водители мотоцикла обычно остаются живы, а пассажиры заднего сиденья получают смертельную травму головы. Характер и локализация повреждений в целом соответствуют таковым у водителей, но в отличие от них могут встретиться ссадины на спине, возникающие во время падения, удара и скольжения по дороге. В этом случае могут быть потертости материала плечевой одежды. Механизм травмы у пассажиров заднего сиденья аналогичен таковому у водителей мотоцикла.
Травма пассажира коляски мотоцикла. При столкновении мотоцикла с коляской со столбом на дороге имеется след колес мотоцикла, оканчивающийся у преграды. На преграде находится след удара кузовом коляски, который вдавлен от удара о преграду. Попытка объехать преграду удается не всегда. Резкий поворот влево вызывает наклон мотоцикла, приподнимание коляски и опрокидывание мотоцикла. В этом случае из бака выливается топливо, пропитывая почву. Кроме вдавлений на кузове коляски встречаются повреждения ветрового щитка, передней и задней тяг, рамы, передней вилки мотоцикла и зеркала заднего вида.
На плечевой одежде имеются повреждения, причиненные зацепом. Удар о подножку коляски, находящуюся внутри кузова, образует вколоченные переломы голеней, а катапультирование и удар о передний край коляски — переломы бедер вследствие изгиба. Иногда в этом месте выявляются дуговидные полосчатые ссадины или кровоподтеки, позволяющие решить вопрос о скорости движения мотоцикла. Повреждения левой верхней конечности возникают в момент удара о мотоцикл, а нижней — во время выпадения из коляски при опрокидывании. Причиной смерти обычно является осложнение переломов длинных трубчатых костей — жировая эмболия мозга.
Механогенез травмы и локализация повреждений у водителей мотоциклов, погибших при касательном столкновении боковой (концевой) частью руля мотоцикла с вертикально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (столб, дерево)
Столкновения мотоциклистов с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаумы, натянутый в поперечном направлении трос, цепь и т.п.)
Столкновения мотоциклистов с горизонтально расположенными предметами с ограниченной поверхностью (шлагбаумы, натянутый в поперечном направлении трос, цепь и т.п.) характеризуются локальным, ограниченным по площади горизонтальным повреждением (ссадиной, кровоподтеком, раной) от удара о преграду на передней поверхности тела в промежутке между средней третью туловища и головой. По ширине и морфологическим признакам повреждений судят о поверхности и ширине контактирующей поверхности предмета.
В настоящее время такой вариант травмы встречается крайне редко, в то время как во время войны наблюдался часто. Белорусские партизаны применяли натянутый трос для борьбы с немецкими мотоциклистами.
При осмотре места происшествия обращает внимание разбитый шлагбаум, разорванный трос, проволока, цепь, которые иногда могут быть и целыми, осколки ветрового щитка, лежащего под ними. Мотоцикл находится за преградой, передней поверхностью обращенный по направлению своего движения. Мотоциклист лежит на уровне преграды головой в сторону, противоположную направлению своего движения. На преграде могут быть наложения тканей человека.
Механизм травмы слагается из удара о преграду, падения и удара о дорогу задней поверхностью тела.
Столкновения мотоциклов с предметами с распространенной поверхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транспорта)
Столкновения мотоциклов с предметами с распространенной поверхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транспорта) характеризуются наличием обширных повреждений, причиненных ударом о транспорт, на передней поверхности тела, расположенных выше уровня таза, а также «штампованных» повреждений, повторяющих индивидуальные и групповые особенности деталей транспорта. По высоте расположения повреждений, возникших от удара о транспорт, и взаимодействия с деталями мотоцикла могут быть определены следующие два подварианта травмы:
Столкновение мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта
Столкновение мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта определяется по расположению обширных повреждений от удара о транспорт на передней поверхности туловища, шеи, головы и верхних конечностей, а от контакта с деталями мотоцикла — на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов. Такое столкновение бывает при езде на большой скорости с неисправными осветительными приборами мотоцикла и стоящим, как правило, на проезжей части неисправным, без включенных габаритов автомобилем или его прицепом массой менее 5 тонн.
Следы торможения мотоцикла отсутствуют, но имеются следы торможения транспорта. Мотоциклисты лежат головой в сторону, противоположную направлению движения мотоцикла на задней или заднебоковой поверхности тела. Мотоцикл лежит на уровне задней поверхности кузова транспорта. Повреждения на мотоцикле от удара о транспорт располагаются на передней поверхности мотоцикла, а на транспорте — на задней. На боковой поверхности мотоцикла — повреждения от удара о дорогу. В месте столкновения лежит осыпь грязи и стекол мотоцикла. На задней поверхности кузова транспорта, как правило, в результате удара головой мотоциклиста остаются наложения тканей человека.
Для данного подварианта травмы характерно «катапультирование» мотоциклистов в момент столкновения переднего колеса мотоцикла с преградой.
Травма водителя мотоцикла. Типичным для травмы водителей мотоцикла является преобладание повреждений на плечевой одежде над таковыми поясной, наличие «штампованных» повреждений на передней поверхности плечевой одежды. Они образуются при ударе о выступающие части и детали транспорта (торцы болтов, стоп-сигналы и т.п.). Удар о транспорт вызывает деформацию туловища в переднезаднем направлении, которая причиняет повреждения от перерастяжения. Иногда на одежде имеются повреждения типа колото-резаных и резаных, а также наложения краски, отображающие конфигурацию и размеры деталей транспорта. Удар о ребро детали транспорта причиняет повреждения типа рассеченных.
На задней и внутренней поверхностях штанин выявляются повреждения, вызванные трением. Обувь иногда разрывается по швам. Локализация и морфология повреждений на мотошлемах аналогична таковым при фронтальных столкновениях мотоцикла со встречным транспортом.
Механизм травмы (рис. 244) и дифференциально-диагностические признаки представлены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Травма пассажира заднего сиденья. Повреждения на одежде образуются в результате перерастяжения и трения. Первые проявляются разрывами по швам или вдоль нитей основы, вторые — потертостью опорной поверхности материала одежды. В случаях торможения ногами встречаются потертости на подошвенной поверхности обуви, а «катапультирования» — на передней поверхности носков обуви и чулочно-носочных изделий.
У всех погибших повреждения локализуются на лице и в области наружных половых органов. Такое расположение повреждений объясняется «катапультированием» пассажира и ударом его о тело водителя. Попытка уменьшить силу удара выпрямленными руками сопровождается переломами ключицы, вызванными изгибом и вколоченными переломами верхних конечностей. Причиной смерти может быть черепно-мозговая травма, травма легких, восходящего отдела аорты, печени, селезенки.
Характерным для такой травмы является отсутствие повреждений на передней поверхности туловища.
Механизм травмы слагается из: скольжения по деталям мотоцикла; удара о тело водителя при пассивном положении; удара о детали транспорта выпрямленными руками и водителя; падения и удара о дорогу.
Травма пассажира коляски мотоцикла. На дороге имеется след колеса коляски. Следы торможения, как правило, отсутствуют. На передней поверхности кузова коляски — следы вдавлення, вызванные ударом о детали транспорта. У мотоцикла согнут руль, разрушены стекла приборов, смещено сиденье. При столкновениях с транспортом с вагонной компоновкой кузова на кузове транспорта — следы вдавлення и краски коляски мотоцикла.
Повреждения наблюдаются как на плечевой, так и на поясной одежде. Они возникают при зацепе о детали коляски мотоцикла. Удар о детали транспорта проявляется уплощением опорной поверхности материала плечевой одежды с внедрением краски кузова транспорта. Иногда эти повреждения передают полностью или частично конфигурацию и размеры деталей, что объясняется углом удара о кузов.
Повреждения у пострадавших, причиненные ударом о транспорт, локализуются на лице, груди и конечностях; от падения и удара о детали мотоцикла — в затылочной и теменной областях головы, а также на спине. Причиной смерти является травма головного мозга и органов грудной полости. У пострадавших высокого роста возможна травма органов брюшной полости. При нахождении в активном положении образуются переломы конечностей.
Механогенез травмы и локализация повреждений у мотоциклистов, погибших при столкновении мотоцикла с транспортом при соответствии его высоты уровню задней нижней поверхности транспорта с распространенной поверхностью (задней поверхностью грузового или пассажирского транспорта)
Столкновение мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта
Столкновение мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню нижней поверхности кузова транспорта проявляется локализацией ограниченных повреждений в одной или смежной с ней областях туловища, причиненных ударом о транспорт, отсутствием повреждений на внутренней поверхности нижних конечностей и в области наружных половых органов, от ударов о детали мотоцикла, повреждений в затылочной и теменной областях, вызванных ударом о дорогу. Это столкновение наблюдается в случаях столкновений с транспортом массой более пяти тонн или при наклоне мотоцикла в сторону в момент маневра, когда меняется высота мотоцикла и он, падая, скользит по дороге передней поверхностью, ударяясь о детали, находящиеся под кузовом транспорта, передней поверхностью.
На дороге всегда имеются следы скольжения и наложения краски мотоцикла, оканчивающиеся у лежащего под кузовом мотоцикла. Следы торможения мотоцикла на дороге отсутствуют, но имеются следы торможения и трения сломавшимися деталями транспорта.
Мотоциклисты обращены головой в сторону, противоположную движению мотоцикла, на задней или заднебоковой поверхности, на некотором удалении от лежащего под кузовом мотоцикла на уровне задней поверхности кузова транспорта. Место столкновения определяется по осыпи стекол и почвы, обычно располагающейся под транспортом. На кузове транспорта выявляются наложения крови, эпидермиса и волос мотоциклистов, остающиеся после удара головой. Если мотоциклист пытался маневрировать, то на транспорте остаются следы скользящего удара. Аналогичные следы имеются и на мотоцикле, но возникают они при контакте с дорогой.
Типичным для рассматриваемого подварианта травмы является «сбрасывание» мотоциклиста с седла.
Травма водителя мотоцикла. Типичным для травмы водителя мотоцикла является наличие повреждений на плечевой одежде и отсутствие их на поясной. Локализация повреждений на плечевой одежде такая же, как и в описанном предыдущем подварианте травмы. Иногда могут выявляться наложения масел, отображающих детали транспорта. Разрывов обуви по швам, как правило, не бывает. Механизм травмы (рис. 245) и дифференциально-диагностические признаки отражены в табл. 22 (Дифференциальная диагностика некоторых видов, вариантов и подвариантов мотоциклетной травмы у участников ДТП, их морфологическая характеристика и механизм образования).
Травма пассажира заднего сиденья. Повреждения на одежде, обуви, передней поверхности туловища и в области наружных половых органов пострадавших отсутствуют, но всегда имеются на лице, спине и конечностях, что характерно для такой травмы. Механизм травмы состоит из удара о тело водителя и падения и удара о дорогу.
Характерным является отсутствие повреждений, отображающих индивидуальные особенности отдельных деталей транспорта, а также отсутствие повреждений на передней поверхности туловища, меньший объем их и тяжесть в других областях тела.
Травма пассажира коляски мотоцикла. На месте происшествия может быть след колес мотоцикла Повреждения располагаются на передней поверхности кузова коляски и деталях под кузовом транспорта.
На плечевой одежде возможны повреждения от перерастяжения. Поясная одежда остается целой, что объясняется отсутствием поступательного движения тела вперед после столкновения. В отличие от предыдущего подварианта травмы контактные повреждения с деталями транспорта у пострадавших среднего роста локализуются на лице и в верхней трети груди. Причиной смерти является черепно-мозговая травма или переломы позвоночника в шейном отделе.
Диагностика травм требует применения рентгена конечностей и грудной клетки. В идеале сделать КТ черепа и МРТ позвоночника.
Механогенез травмы и локализация повреждений у мотоциклистов, погибших при столкновении мотоцикла с транспортом при несоответствии его высоты уровню задней нижней поверхности кузова транспорта
Теги: мототравма, судебная медицина
234567 Начало активности (дата): 03.07.2014 08:30:00
234567 Кем создан (ID): 1
234567 Ключевые слова: мототравма, травматизм
12354567899