ГЛАВА 6 РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
ГЛАВА 6 РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения свидетельствуют, что во всех возрастных группах отмечаются снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести течения болезней, возникновение и распространение ранее неизвестных патологических состояний и заболеваний. Анализ состояния здоровья, в том числе молодежи, убеждает в том, что существовавшая система его формирования существенно подорвана.
Ежегодно в учебные заведения России поступает определенный процент студентов (подростки до 18 лет), имеющих отклонения в состоянии здоровья. Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких студентов имеет свои особенности и заслуживает особого внимания как со сто-
роны преподавателя, проводящего занятия с этим контингентом студентов, так и со стороны врача медсанчасти, а также администрации вузов.
В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов физического воспитания молодежи, обучающейся в средних специальных и высших учебных заведениях, является физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по физкультуре и полностью освобожденных от занятий физкультурой. Студенты в таких группах обычно характеризуются низким физическим развитием, плохо организованны, имеют слабый опыт в выполнении физических упражнений.
Современная жизнь студента насыщена экстремальными условиями и, чтобы переносить их, оставаясь при этом умственно и физически работоспособными, необходимо повышать свой биологический, психофизиологический и физический потенциал. Особенно это важно для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Студенческая молодежь - особая профессиональная группа: информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются, очень часто приводят к срыву адаптационных процессов организма, за которыми следуют различные отклонения в состоянии здоровья. За последние 2-3 десятилетия резко возросла интенсификация умственного труда студентов на фоне заметного снижения двигательной активности, что привело к ослаблению их физического статуса.
Так, в настоящее время лишь 10-12% выпускников средних общеобразовательных учебных заведений являются практически здоровыми, а у остальной части отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья. Важнейшей социальной задачей для данного контингента, по мнению А.П. Фроленкова (1991), В.В. Пономаревой (2001), В.Н. Селуянова (2001), является его оздоровление, повышение роли профилактических мероприятий, направленных на предупреждение болезней. Значительная роль в этом процессе принадлежит физической культуре.
Физические упражнения являются универсальным средством, положительно воздействующим на все системы и органы человека, подготавливают их к различным неблагоприятным воздействиям. Многие вопросы организации, и особенно методики физического
воспитания, студентов высших и средних специальных учебных заведений, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно освещены в учебно-методической литературе. В этой связи очевидна актуальность детального изучения вопросов, касающихся организации и методики проведения занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, анализа врачебно-гигиенических аспектов на занятиях физической культурой при различных заболеваниях.
6.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Ежегодно в учебные заведения страны поступает определенный процент подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, отмечается большой процент студентов с очень плохой физической подготовкой, что диктует необходимость строго придерживаться классических принципов постепенности и рассеивания физической нагрузки в предшествующие годы. Особенно это касается подростков, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.
Только при систематическом и научно обоснованном врачебнопедагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического развития. В связи с этим преподаватель физического воспитания должен быть достаточно подготовленным в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма занимающихся, в вопросах врачебного и педагогического контроля.
Организация и проведение занятий с учащимися специальных учебных отделений (СУО) намного сложнее, чем занятия со здоровыми лицами, так как здесь собраны учащиеся разных возрастных групп и разного пола, страдающие различными недугами и психологически неготовые к занятиям физической культурой. Поэтому для работы в специальном учебном отделении необходимо привлекать самых опытных и грамотных преподавателей, а еще лучше - имеющих как физкультурное, так и медицинское образование, прошедших специальные курсы ФПК для СУО.
Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных учащихся необходимо четкое взаимодействие управления образования и здравоохранения. Основным методическим принципом в выборе средств и определения объема и интенсивности физической нагрузки как на каждом занятии, так и при построении всей программы в целом является индивидуальный подход с учетом клинико-функционального состояния организма и противопоказаний при различных заболеваниях.
Для определения физической нагрузки на семестр студенты проходят комплексное медицинское обследование с включением определения физической работоспособности методом степ-теста. Для определения физической нагрузки студентов на каждом занятии проводят опрос о самочувствии, подсчет пульса, пробу на устойчивость в простой и сложной позе Ромберга, при необходимости измеряют уровень АД.
Основной целью физического воспитания занимающихся в группе ЛФК является ликвидирование с помощью специальных физических упражнений остаточных явлений после перенесенных заболеваний. Это повышает функциональные возможности организма и совершенствует физические качества.
Кроме основной цели, к которой должен стремиться каждый студент, занимающиеся в СУО имеют дополнительные цели: физическое совершенствование средствами физической культуры, улучшение физического и функционального состояния, коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Дополнительные цели и задачи:
• развитие и совершенствование физических качеств;
• ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний с помощью коррегирующей гимнастики;
• врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическим воспитанием.
Занятия для студентов лечебной группы являются обязательными. Вначале с учетом заболевания рекомендуется развивать только такие качества, как гибкость и ловкость, постепенно подключая общую выносливость; а затем делать упражнения на силу, используя различные отягощения и быстроту, увеличивая темп упражнений.
Для борьбы с остаточными явлениями после перенесенных заболеваний занимающихся обучают специальным физическим упражнениям с учетом характера перенесенного заболевания.
Преподаватель совместно с врачом составляют комплексы физических упражнений, направленные на реабилитацию после перенесенной болезни и на вторичную профилактику заболеваний. При этом нельзя подменять занятия физкультурой у студентов лечебной группы процедурами ЛФК и на занятиях проводить мотивацию предмета.
6.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Планирование работы по физическому воспитанию в специальном учебном отделении должно осуществляться, исходя из равномерного распределения программного материала по семестрам.
Учебный материал по отдельным видам программы в каждом семестре следует планировать комплексно, так как овладение двигательными навыками у студентов специального учебного отделения происходит медленнее, если в процессе их формирования допускается длительный перерыв. Например, после проведения занятий на воспитание выносливости, при переходе к воспитанию, допустим, гибкости, необходимо включать в каждое занятие поддерживающие дозы физических упражнении на выносливость.
Программа курса включает в себя теорию, практический материал, профессионально-прикладную физическую подготовку и специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. Занятия по теоретическому разделу программы проводятся в виде лекций и бесед, на которых особое внимание уделяется: вопросам влияния физических упражнений на организм при различных отклонениях в состоянии здоровья, профилактике заболеваний и травматизма, вопросам гигиены, врачебного контроля и самоконтроля, режиму умственного труда. Практические занятия проводятся в соответствии с программным материалом, с учетом физической работоспособности и функциональных возможностей студентов.
Специальная профессионально-прикладная физическая подготовка студентов способствует привитию профессионально-прикладных навыков, необходимых в будущей трудовой деятельности. При подборе средств и методов профессионально-прикладной подготовки
учитываются специфика их будущей работы, показания и противопоказания в применении физических упражнений.
Распределение программного материала по семестрам необходимо проводить с учетом уровня подготовленности студентов, климатических и местных условий.
6.3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГРУПП
Комплектование СУО перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня) по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года.
Администрация учебного заведения до 1 сентября должна оформить приказом создание СУО. Преподаватель физкультуры совместно с медицинским работником оформляют индивидуальные карты занимающихся в СУО детей. В карту заносят результаты медицинских осмотров, диагноз, рекомендации врача и преподавателя физического воспитания, индивидуальные комплексы упражнений, а также рекомендации и задания на дом во время каникул. Проведение занятий с ослабленными учащимися в СУО позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику занимающегося подростка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.
На основании полученных данных медицинского осмотра (в зависимости от тяжести и характера заболевания) студенты СУО делятся на две группы (подгруппы) с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов:
1) специальная медицинская группа (подгруппа А) - учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями (таких подростков - большинство). Фактически группа занимается по общей программе, но без соревновательных моментов и без сдачи контрольных нормативов;
2) группа лечебной физкультуры (ЛФК) (подгруппа Б) - учащиеся, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной, дыхательной систем, печени, высокая степень нарушения зрения с изменениями глазного дна и др.), которые должны зани-
маться по индивидуальным программам, составленным врачом ЛФК и преподавателем физического воспитания.
Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания:
• с заболеваниями внутренних органов - сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;
• с нарушением зрения и функциональными расстройствами нервной системы (при малочисленности этой группы ее объединяют с первой);
• с нарушением функции опорно-двигательного аппарата - нарушения осанки и сколиозы, последствия травмы и повреждений, заболевания суставов, врожденные дефекты опорно-двигательного аппарата, органические заболевания нервной системы.
При определении медицинской группы для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания. В случаях обострения хронического заболевания преподаватель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострения. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять ЛФК. При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.
Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях в периоды между обострениями у многих учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, имеются исходные нарушения в организме: примерно одинаково снижен уровень работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Поэтому для них можно организовать групповые занятия, несмотря на различный характер заболеваний.
При выраженных нарушениях функции опорно-двигательного аппарата (параличи, парезы), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия ЛФК.
Включение учащихся в специальное учебное отделение может носить как временный, так и постоянный характер, в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья. Перевод из СУО должен производиться совместно врачом и преподавателем физической культуры при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
Учебная документация. Кроме основной учебной документации, необходимой для всех групп, в специальном учебном отделении необходима еще следующая: график и протоколы врачебно-педагогических наблюдений, комплексы специальных упражнений, журнал домашних заданий, дневники самоконтроля на каждого студента. Учет работы учебной группы, текущая и итоговая успеваемость, данные врачебного контроля, физического развития, а также результаты контрольных упражнений и тестового контроля заносятся в журнал учебной группы. У каждого студента обязательно должен быть дневник контроля за физическим и функциональным состоянием.
6.4. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должно проводиться на протяжении всего периода обучения и осуществляться в следующих формах:
• учебные занятия;
• самостоятельные занятия студентов;
• физические упражнения в режиме дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, производственная физическая культура;
• массовые оздоровительные, физкультурные и туристические мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в зимние и летние каникулы, в оздоровительно-спортивных и военных лагерях, во время производственной практики.
Основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию для данных студентов являются учебные занятия, в процессе которых наряду с общеобразовательными задачами решаются задачи оздоровления и укрепления организма, повышения уровня физической и умственной работоспособности.
Учебные занятия для этих студентов являются обязательными в течение всего периода обучения. Они проводятся в объеме 4 часов в
неделю, за счет часов, выделяемых на обязательный и факультативный курс. Допускается различная периодичность учебных занятий в недельном цикле: два занятия по 90 мин, три - по 60 мин, четыре - по 45 мин, в зависимости от функциональных возможностей организма. Наилучшим вариантом является последний. Численность группы в СУО не должна превышать 12 человек.
Большое значение имеют дополнительные самостоятельные занятия. Они способствуют воспитанию сознательного отношения студентов к занятиям физическими упражнениями, помогают более успешному овладению двигательными навыками и развитию физических качеств, а главное, являются мощным оздоровительным фактором. Объем и содержание самостоятельных занятий студентов в виде домашних заданий определяет преподаватель.
В домашнее задание могут быть включены как отдельные средства физической культуры - общеукрепляющие упражнения, дозированный бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и т.д., так и специальные упражнения лечебной физкультуры, а также элементы закаливания. Наряду с этим домашние задания помогут решать и частные задачи, направленные на устранение отклонений, вызванных определенным заболеванием. Например, укрепление групп мышц, отстающих в своем развитии, увеличение подвижности суставов, обучение правильному дыханию и т.д. Самостоятельные занятия строго регламентируются и регулярно проверяются преподавателем. Показатели эффективности самостоятельных занятий и контроля состояния здоровья студенты заносят в специальный дневник самоконтроля, в котором отмечают изменения в самочувствии, частоту пульса и дыхания, а также объем выполненной физической нагрузки за одно занятие и за весь день.
Студенты этой медицинской группы могут принимать участие в оздоровительных, массовых, физкультурных мероприятиях, исключая физические упражнения, противопоказанные для данного заболевания. Интенсивность нагрузки зависит от уровня физической подготовленности студентов, их состояния здоровья и тяжести патологии. Студенты, временно освобожденные от практических занятий по физвоспитанию, должны посещать занятия, чтобы присутствовать при объяснении теоретического и методического разделов программы, для визуального освоения различных двигательных действий, освоения правил судейства. Студенты специального учебного отделения должны принимать участие в
массовых, физкультурных мероприятиях в качестве инструкторовобщественников.
6.5. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ОТДЕЛЕНИИ
Занятия со студентами СУО условно делятся на 2 периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период обычно занимает всю I четверть. Его задачи:
• постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм к выполнению физической нагрузки;
• воспитать потребность в систематических занятиях физической культурой;
• научить быстро находить и правильно считать пульс;
• обучить элементарным правилам самоконтроля (по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, степени утомляемости на занятии).
Изучаются способность организма переносить физическую нагрузку урока, индивидуальные особенности, физическая подготовленность, бытовые условия, физиологические способности. Необходимо обучать студентов правильно дышать стоя и сидя, делая акцент на участии в акте дыхания передней стенки живота. Следует приучать занимающихся подростков делать вдох и выдох через нос, так как выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Применяется звуковая гимнастика с произношением на выдохе гласных а, у, о и согласных ф, ш, ж.
Основной период по длительности зависит от состояния здоровья, пластичности и подготовленности нервной системы, приспособляемости организма переносить физическую нагрузку. Он предшествует переводу ребенка в более сильную по состоянию группу здоровья. Его задачи:
• освоение основных двигательных умений и навыков программы для школьников СУО;
• повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки;
• постепенно включаются общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики - метание, медленный бег, прыжки, элементы гим-
настики, танцевальные упражнения, простые висы и упоры, упражнения в равновесии, подвижные игры, элементы спортивных игр.
Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Требования к проведению занятий.
Урок является основной формой занятия физическими упражнениями. К уроку физической культуры в СУО предъявляются следующие требования.
1. Обучение рациональному дыханию.
Это важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физической культуры. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движения. После выполнения таких упражнений, как смешанные висы, упоры и т.д., обязательно должны использоваться дыхательные упражнения; следует обращать внимание на полный и своевременный выдох.
Обучение рациональному дыханию способствует:
• быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы;
• улучшению окислительно-восстановительных процессов в организме;
• повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;
• общему оздоровлению и гармоничному развитию организма. При незначительной мышечной нагрузке вдох всегда следует делать
через нос, а выдох - через рот. Вдох через рот выполняют только в тех случаях, когда требуется быстро пропустить в легкие большое количество воздуха, а также при интенсивных физических нагрузках.
Начинать обучение рациональному дыханию следует начинать с первых уроков, используя самые простые упражнения и задания: вдох через нос и выдох через рот, вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях руками; дыхание во время приседаний и полуприседаний; дыхание при выполнении различных поворотов и наклонов туловища; дыхание во время ходьбы в различном темпе с разнообразным сочетанием количества шагов и вдоха-выдоха (например, на 3 шага - вдох, на 3 шага - выдох; на 4 шага - вдох, на 4 шага - выдох; на 2 шага - вдох, на 2 шага - выдох; на 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох; на 2 шага - вдох, на 3 шага - выдох и т.д.).
Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных и общеразвивающих
упражнений может быть следующим: 1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5. Если это соотношение не обозначено в плане урока, то преподаватель включает дыхательные упражнения в зависимости от состояния учащихся и предыдущей деятельности.
2. Формирование правильной осанки и ее коррекция.
Соблюдение этого требования имеет не только эстетическое, но и, главным образом, физиологическое значение для ослабленных учащихся. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более экономичному расходованию энергии при выполнении физических нагрузок.
Формирование осанки - процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода роста детского организма. Поэтому, помимо систематического выполнения предусмотренных программой специальных упражнений для осанки, преподаватель должен в течение урока обращать внимание учащихся (как в статических позах, так и при движении) на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, поощряя правильную позу и исправляя ошибки.
3. Индивидуальный подход к занимающимся.
Это одно из основных требований к занятиям в СУО. В данной группе могут находиться учащиеся с различными недугами, разной степенью их проявления и различной адаптацией к физическим нагрузкам. Очень трудно подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся. Эту задачу решает преподаватель за счет наиболее рационального построения занимающихся, гибкой и дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуды движений, дозировки нагрузки, за счет усложнения или упрощения упражнений и т.д.
4. Уроки должны быть эмоционально окрашенными.
На уроках физкультуры дети должны забыть о своих недугах, почувствовать себя такими же полноценными, как и остальные занимающиеся. Уроки в СУО должны стать уроками бодрости, мышечной радости и эстетического наслаждения. Хорошая спортивная форма, манеры поведения преподавателя, - все это создает у занимающихся положительный настрой.
Кроме посещения уроков физкультуры в группе рекомендуются и другие формы физической культуры в режиме дня, которые в общей
сложности равны или даже превышают двигательную активность на уроках:
• утренняя гигиеническая гимнастика; специальные комплексы упражнений, составленные преподавателем совместно с врачом;
• гимнастика до уроков;
• подвижные игры небольшой интенсивности на переменах;
• физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков и физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий;
• пешие прогулки, катание на коньках, лыжах, игры, посещение бассейна;
• походы выходного дня;
• дни здоровья;
• закаливающие процедуры (воздушные ванны, души, обливания и др.), рекомендованные врачом и преподавателем.
Однако следует соблюдать определенное чувство меры, ибо чрезмерное эмоциональное возбуждение оказывает неблагоприятное влияние на детей, создает нервную и психическую перегрузку. Это нежелательно при занятиях с учащимися СУО.
Структура занятий.
Структура занятий должна состоять из 4 частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть состоит из опроса о самочувствии, подсчета частоты сердечных сокращений, заполнения дневника самоконтроля, упражнений на дистальные отделы, дыхательные упражнения.
Задачи:
• организовать учащихся,
• определить частоту пульса,
• составить представление о самочувствии занимающихся,
• подготовить организм к выполнению упражнений основной части урока.
В подготовительной части применяются общеразвивающие упражнения, направленные на подготовку организма к предстоящей нагрузке. Общеразвивающие упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а также интенсивные нагрузки.
Наличие отклонений в функции сердечно-сосудистой системы у значительного большинства ослабленных учащихся требует создания благоприятных условий для кровообращения как во время выполнения упражнений, так и во время отдыха. С этой целью проводятся наиболее простые, уже знакомые упражнения. Эта часть урока служит и эмоциональной настройкой, без которой занятие будет неплодотворным. В связи с этим не следует, особенно на первых уроках, злоупотреблять проведением строевых упражнений.
В подготовительной части урока уместны различные упражнения на изменение ритма, простейшие упражнения на координацию движений, ходьба, непродолжительный бег, танцевальные шаги. Особое внимание следует уделять дыханию. Большое значение имеет и постоянное напоминание о сохранении правильной осанки.
Продолжительность этой части урока колеблется от 5-6 до 10-20 мин и зависит от этапа обучения (в подготовительном периоде она - длиннее, в основном - короче).
Основная часть предусматривает выполнение специального комплекса упражнений.
Задачи:
• повышение функциональных способностей организма,
• воспитание двигательных качеств,
• совершенствование умений и двигательных навыков,
• улучшение координации движений,
• воспитание морально-волевых качеств.
В основной части урока занимающиеся подростки овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает разностороннее развитие в пределах возможностей занимающихся. Поэтому кроме гимнастических упражнений применяется бег (отрезки по 10-20 м), чередующийся с ускоренной ходьбой, метания, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие.
В начале этой части урока даются упражнения в равновесии, упражнения на снарядах или отдельные элементы легкой атлетики и т.п. Игры вводят в урок за 15-20 мин до его окончания. После них обязательно выполняются успокоительная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя. Затем в занятие включают общеразвивающие упражнения, но в спокойном, несколько замедленном темпе, с паузами для отдыха.
Чтобы у занимающихся появилась уверенность в своих силах и способностях, необходимо, добиваясь правильного выполнения упражнений, не проявлять на первых уроках излишней требовательности к точности в отношении внешней формы. Не менее важно научить расслаблять мышцы. Это не только рецепты отдыха, но и, прежде всего, обязательное условие для экономного и рационального исполнения движений.
Продолжительность этой части урока колеблется от 25 до 30 мин.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы выбрать необходимые средства физической культуры в соответствии с возможностями вуза и методы в соответствии с физической подготовленностью и функциональным состоянием учащихся.
Заключительная часть состоит из дыхательных и расслабляющих упражнений.
Задачи: содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов; снижению нагрузки, в результате должно быть снято утомление.
В заключительной части урока используют упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки. Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Применяются простые движения рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и обязательно - отдых сидя.
Преподаватель подводит итог занятия, опрашивает занимающихся о самочувствии, проводит экспресс-контроль их функционального состояния. Студенты заполняют дневники самоконтроля.
Дозирование физической нагрузки.
Дозирование - это суммарная величина физической нагрузки, которую занимающийся подросток выполняет на занятии.
Для дозирования нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки:
• исходные положения лежа, сидя - облегчают нагрузки; стоя - увеличивают;
• величина и число мышечных групп: включение небольших мышечных групп (стопы, кисти) - уменьшает нагрузку, упражнения для крупных мышечных групп - увеличивает;
• амплитуда движения: чем она больше, тем больше нагрузка;
• количество повторений;
• темп выполнения: медленный, средний, быстрый;
• ритм: ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку;
• требование точности выполнения упражнений вначале увеличивает нагрузку, а в дальнейшем при выработке автоматизма - уменьшает;
• сложные упражнения на координацию увеличивают нагрузку;
• упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения снижают нагрузку;
• положительные эмоции на занятиях.
Особенности методики занятий в различных группах специального учебного отделения.
В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличивают по интенсивности и объему согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте пульса 120-130 уд/мин в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140-150 уд/мин к концу четверти. Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд/мин являются оптимальными для кардио-респираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренировочный эффект. Учитывая, что большинство занимающихся подростков в СУО страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса выше 150 уд/мин нецелесообразны.
В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте не более 120-130 уд/мин в течение всего учебного года, так как, по данным физиологов, при данной частоте пульса они способствуют гармоничной деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. Увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения и ослабленному организму не предъявляются повышенные требования. Численность специальных групп не должна превышать 15-20 человек.
Можно выделить определенные особенности методики физического воспитания, вызванные отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физической подготовленности данного контингента учащихся.
1. Иное обеспечение оздоровительной направленности урока. Это находит свое решение с первых уроков, когда адекватными
состоянию здоровья физическими упражнениями решается задача повысить физиологическую активность органов и систем организма учащихся. Для этого, с одной стороны, часть упражнений исключают или ограничивают в выполнении (упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, кувырки и др.) С другой стороны, круг доступных учащимся упражнений расширяют. На уроках большое место должно отводиться дыхательным упражнениям.
2. Строгий индивидуальный подход к каждому учащемуся на основе учета состояния здоровья, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психических особенностей нервной деятельности.
Индивидуальные особенности каждого занимающегося заносятся в тетрадь, в которой фиксируют следующие данные: возраст, педагогическая характеристика, диагноз, физическая подготовленность, реакция пульса на каждый урок, субъективное мнение учащегося и преподавателя.
Ослабленные болезнью занимающиеся остро переживают все неудачи, поэтому необходимо и очень важно знать их психологическое состояние на каждом уроке.
Индивидуальный подход заключается не только в учете психологического состояния. Не менее важно учитывать адаптацию организма к физической нагрузке каждого занимающегося. Построение на уроке рекомендуется не по росту, а по физической подготовленности. Более сильные дети стоят на правом фланге, слабые - на левом. При выполнении большинства упражнений левый фланг по команде: «Правый продолжает, левый переходит к дыхательным упражнениям» - заканчивает на 2-4 повторения упражнения раньше и получает больше времени для отдыха.
Возраст занимающихся требует также учета индивидуальных особенностей. Без учета анатомо-физиологических особенностей детей нельзя добиться успеха в обучении. Результат занятий во многом зависит от такта, наблюдательности преподавателя, его умения подбирать и дозировать упражнения, умения определить нагрузку и ход развертывания физиологической кривой нагрузки урока. Влияние физической нагрузки каждого урока на организм определяется по данным пульса, иногда - артериального давления, по наличию субъективных данных.
Важное значение имеет роль слова на занятиях физическими упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Небрежно сказанное замечание может надолго травмировать школьника и даже вызвать нежелание заниматься. Все требования, предъявляемые к занимающимся, не должны носить приказного характера. Исправление ошибок следует делать тактично, чтобы ни у кого не возникало чувство неловкости, смущения, стеснения; замечания лучше делать после занятий в личной беседе.
3. Осторожное и постепенное повышение физической нагрузки как на каждом занятии, так и на протяжении всего периода лечения.
Постепенность достигается путем перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому. Физиологически это объясняется тем, что условные рефлексы и дифференцировки на раздражитель образуются наиболее быстро и прочно при постепенно возрастающей их трудности и определенной последовательности. Большое значение имеют систематическая информация об улучшении состояния здоровья занимающихся подростков (по данным медицинского осмотра), а также проведение испытаний в контрольных упражнениях, когда на конкретных примерах заметен рост результатов. Это побуждает к дальнейшим активным занятиям.
На первых занятиях необходимо пользоваться непосредственным показом движений, сопровождая его соответствующими объяснениями. Затем показ заменяют выполнением упражнений «по словам». Доступность физических упражнений имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Преодоление трудностей должно способствовать беспрерывному повышению функциональных способностей и физической подготовки. При обучении детей в СУО следует добиваться с первых уроков правильного усвоения основ упражнения и, особенно, правильного сочетания движения с дыханием. Поэтому темп урока в первые занятия медленный. Успешность обучения зависит и от частоты повторений, ибо один раз выполненное упражнение не приводит к каким-либо существенным и устойчивым изменениям в организме человека.
Подводя итог сказанному, подчеркиваем, что упражнения приводят к образованию прочного двигательного навыка при соблюдении целого ряда условий:
• учащиеся должны знать, какую цель преследует то или иное упражнение;
• следует постоянно следить за точностью выполнения упражнений;
• количество упражнений должно быть достаточным, чтобы навык был прочно закреплен;
• систематичность упражнений есть главнейшая основа их успеха;
• обучение упражнениям должно быть непрерывным;
• ученики должны знать, каких успехов они достигнут при успешном выполнении упражнений;
• при обучении всегда следует помнить указания И.М. Сеченова и И.П. Павлова о физиологических основах обучения, о решающем влиянии внешних условий на развитие.
Теги:
234567 Описание для анонса:
234567 Начало активности (дата): 25.06.2013 06:35:00
234567 Кем создан (ID): 1
234567