С.В.Савельев: "Вынос мозга" Выпуск №21 «Возникновение неокортекса"
Сегодняшняя передача будет посвящана моменту возникновения неокортекса. Той самой новой коры, которая покрыта бороздами и извилинами, той самой которой мы думаем, совершаем произвольные решения и движения.
Сегодняшняя передача будет посвящана моменту возникновения неокортекса. Той самой новой коры, которая покрыта бороздами и извилинами, той самой которой мы думаем, совершаем произвольные решения и движения. Там у нас с вами самые тонкие чувства, там у нас принципы мышления, распознавания образов, чтение и все остальное. Поэтому представить себе, что развитие этой системы не важно, довольно наивно.
Новая она потому, что есть старая. Дело в том, что она возникла на заре амниот (рептилии, птицы и млекопитающие).
Когда наши полурептильные предки стали вести такой агрессивный образ жизни эволюционировали в водно-воздушных лабиринтах. И они пользовались очень активно обонянием. И вот в этой системе, которая сложилась еще до выхода на сушу был такой нумеранозальный орган. Который можно встретить и у современного человека, как орган полового обоняния, который впервые появляется в эволюции у амфибий.
В результате у рептилий сложилось две системы обоняния, доставшаяся им еще от рыб и амфибий и новая, которая появилась с выходом на сушу. И поскольку она оказалась половой, очень сложной-ей пришлось искать место в мозге.
И было найдено такое своеобразное место, куда приходят не только проводники волокна и куда приходят проводники со всех других отделов. Это место маленький зачаток переднего мозга, который стал заниматься обработкой сигналов их интеграции. Т.е очень сложный комплекс управления поведением на основании половых обонятельных сигналов.
Ничего хуже произойти в эволюции не могло. Сформировалась система мышления произвольных движений на базе управления полового управления.
Этот маленький зачаток, который занимает место всего несколько мм, тоненькая такая полосочка. И вот этот маленький участок стал увеличиваться в размерах и в результате сформировалась кора, достаточно развитая и большая. И поскольку все остальные органы и системы стали выполнять автономные функции, то в кору перешли, как в настройку над этими автономными функциями, функции произвольные. И этот интеграционный центр оказался удобен для контроля поведения не только в момент размножения и в других ситуациях.
Значит кора впервые появляется в эволюции млекопитающих в том виде в котором есть у нас.
Но нам сегодня интересно посмотреть, что с этой корой происходит в процессе эмбрионального и плодного развития.
У человека полушарие с бороздами и извилинами составляет 85% всего объема массы мозга.
Но появляется закладка такого монослоя очень рано, 6-7 недель появляется такая полосочка, а в 10 месяцев в котором еще нет никакого разделения, появляются синопсы, но они не функциональные, а так намазываемый надстроечные. Т.е что бы под воздействием каких либо сигналов происходила дифференцировка кары. Число этих синапсов увеличивается к 15 недели, но характер никак не меняется вдоль до 22 недели.
Вот эта самая кора, кстати ограниченная древними структурами, которые появились для обработки обонятельных сигналов еще в архикортоксе, это гиппокам всего в несколько куб. см.
У взрослого человека в полушарии находится около 100 полей и под полей и здесь много индивидуальной изменчивости. Но крупные примерно составляют 25% всего полушария.
Но это не значит, что например лобная включает интеллектуальную, там 10% на интеллект, все остальное точное движение, координацию и всякие вещи. Эти соотношения сохраняются и в эмбриональном развитии.
Надо сказать, что даже на ранних развитиях передняя часть и задняя часть заполнена клетками по разному.
Например то, что относят к лобным долям это занимает большой участок и там клетки расположены очень рыхло.
А задняя часть, где больше сенсорных и зрительных полей и слуховых, когда мозг еще плохо оформлены, там по плотнее расположены нейроны.
Даже было доказано, что лобная зона образует между клетками отростков и это говорит о том что там действительно с самого начала формируется у человека связи между другими отделами.
На 11 недели появляются пластинчатые синапсы, очень примитивные. Передавать сигналы от структуры к структуре ими уже можно. Как бы происходит предварительная настройка.
И воспитывать внутри плода эстетический вкус к музыке не совсем правильно. Поскольку не звуковой системы, ни зрительной системы в этот момент нет. Более того осмысленного восприятия не возможно, поскольку даже синоптические контакты не установились в коре.
Кора кстати формируется очень интересным способом, там же шесть слоев. С начало образуется внутренний слой, клетки туда приползают и останавливаются. Потом следующий слой, они проползают мимо 6 слоя в пятый, потом мимо шестого слоя в пятый, а от туда в четвертый и так далее. Самой последней образуется самая наружная кора, при чем они ползут по специальным клеткам, которые образуют рельсы. А потом эти рельсы-клетки превращаются в глиальные клетки.
Кора увеличивается по толщине только после рождения, поэтому субстрата никого нет. И полей которыми оперируют все эти внутриутробные музыканты и образователи, тоже нет.
И только после рождения у человека это слуховое поле увеличивается в 24 раза.
Кора становится готовенькой, в том смысле что она может ограниченной только в очень ограниченном объеме полей. В первую очередь моторная, что бы ребенок фиксировался на матери, чувствовал, что он фиксируется, это1- 3-4 поля. Вот здесь есть опережающий рост.
Сначала ребенок не столько за счет коры и моторных навыков фиксируется на матери за счет обоняния. И грудь находит за счет обоняния. Рефлексы там очень хорошо все исследованы.
Главное для ребенка -это обонятельная система, которая созревает раньше. Обоняние не представлено в нашей новой коре, оно представлено только в древних структурах.
Человеческий мозг меняется, даже у новорожденного колоссальное отличие. И здесь масса интересных событий происходит.
Дифференцировка коры идет медленно и более менее к нормальному состоянию приходит к 12-13 годам.
Ответим на вопросы
Вопрос:Отказ от пищи не родственных особей привел к развитию лобных долей мозга, к каким изменениям развития мозга может привести отказ от частной собственности?
Ответ: Нужно что бы работал механизм отбора. Кто не делился пищей, тех съедали самих. Будет механизм ,будет и результат.
Вопрос: Как объяснить, что 4-х месячный младенец по разному реагирует на мать и чужих людей?
Ответ: Общая реакция построена не на коре, а на четверохолмии среднего мозга,Да действительно, мать двигается, пахнет и издает звуки по другому.
Вопрос: Когда я плачу от хорошей музыки, я обезьянка или человек?
Ответ:Посмотрите на фото в бикини со всех сторон, если хвост есть, то обезьянка конечно.
Но вообще подвижная психика и впечатлительность общая у дам, особенно на гормональном фоне хорошо известна.
Вопрос : Нужно ли есть мозги животных?Как обезопасить себя от зарождения прионами?
Ответ: Это кого же вы хотите есть?
Вопрос: В помещение появляются люди, начинаю нервничать и чувствую какие то излучения и не приятные флюиды?
Ответ: Излучения нет. А вот то как человек сидит на стуле, как дергается на этих ножках, сопит, пыхтит и ваш мозг фиксирует все эти тонкости.
Вопрос: Задержка речевого развития у ребенка 3-4 лет проблема внутриутробного развития, наследственность?
Ответ: Есть несколько причин. Первая и самая простая, это индивидуальная особенность размеров слуховых областей или речевых областей. И тот и другой могут давать такой результат и медленное созревание. У разных людей эти поля различаются в два или три раза, поэтому такие задержки естественны. Но это компенсируют интенсивные занятия и ребенка надо ставить в такие условия, что бы он вынужден был говорить.
Вопрос: Не кажется ли вам, что современные продукты являются пищевыми наркотиками? И мне кажется что машина молодости имеет шанс возродится, так как наши чиновники предлагают получать отопление методом беткоина и тогда вычислительные машины будут выделять тепло?
Ответ: Да много химии, но не покупайте. Каждый имеет право найти свой способ самоубийства.
А сейчас Пекинская утка
Оказывается в Санкт-Петербурге в НИИ психологии им. Бехтерева , Валерий Слезинка показал, что когда человек приходит в состояние высокой духовности, а именно читает молитвы, меняется ритм работы мозга. Он с помощью электроэнцефалографа, утверждает, что первичный ритм который возникает у детей, оно два -три Гц, а когда человек начинает развиваться он поднимается до 7 Гц, у взрослого до 12 Гц. И оказывается у нас при чтении молитвы у нас падает ритм с 12 до 2-3 Гц.
Остается только вопрос, как при таком состоянии мозга читающий понимает слова? Оказывается с помощью речи можно управлять состоянием ритма мозга!
Вопрос: Врач психиатр при осмотре ребенка с аутизмом выразил, что у него внутричерепное давление, а симптоиов нету. Стоит ли проводить лечение?
Ответ: Я не врач. Не понравился врач сходите к другому. Особенно дети с аутизмом. Аутизм это такое собирательное понимание, это очень нехороший диагноз.
Вопрос: Почему один человек правша, а другой левша?
Ответ: Если мы обратимся к животному миру, то там тоже и правши и левши. Это как правило случайность-какая рука. Но обычно правое полушарие , которое связывают с разными особенными функциями, которых на самом деле нет и они распределены равномерно в полушариях, поэтому и существует компенсация. Считается, что меньше таких размерных полей, которые могли бы управлять левой рукой , но достоверно ответить на этот вопрос я вам не могу.
Из материалов передачи С.В.Савельев: "Вынос мозга" Выпуск №21 «Возникновение неокортекса"
Теги: неокортекс
234567 Начало активности (дата): 12.01.2019 20:51:00
234567 Кем создан (ID): 989
234567 Ключевые слова: неокортекс, мозг, кора, слух, обоняние, лобная часть
12354567899