Рукоходство
Типы рукоходства. Прямоногое хождение не является единственным видом передвижения. В зависимости от характера патологических изменений и степени их распространения могут возникнуть такие разновидности передвижения, как хождение на корточках, на коленях, на четвереньках, ползание и, наконец, рукоход-ство. Нужно сказать несколько слов о характере биомеханических приспособлений у рукоходов.. Можно различить следующие типы рукоходства:
1) Хождение на руках головой вниз с выпрямленными и вертикально направленными вверх ногами.
2) Хождение на руках головой вниз с отвисающими нижними конечностями
3) Хождение на руках головой вверх при согнутых нижних конечностях, поддерживаемых плечами.
4) Хождение на костылях головой вверх без соприкосновения ног с площадью опоры и с передвижением костылей силой одних рук.
5) Хождение с опорой на стопы, но с передвижением парализованных стоп силой рук. При этом туловище ориентировано либо вертикально, либо горизонтально.
6) Хождение на руках головой вверх с резко согнутыми на туловище и приведенными ногами. При каждом шаге туловище опускается на пол, а затем силой рук приподымается и передвигается на некоторое расстояние вперед.
7) Частичное рукоходство с опорой на одну ногу и на одну руку. Вторая рука используется иногда для передвижения туловища зперед.
Следует отметить, что каждый из этих типов рукоходства связан с определенным характером изменений двигательного аппарата. Иначе говоря, больные обычно не могут выбирать себе тот или иной вид рукоходства. У них может выработаться определенный тин хождения на руках в зависимости от характера патологических изменений. Например, полиомиэлитик может стать рукоходом первой разновидности (хождение на руках с вертикально выпрямленными ногами) только если у него сохранилась на обеих конечностях функция большой ягодичной и четырехглавой мышц. Б противном случае он не сможет удерживать нижние конечности в выпрямленном положении, и они будут подгибаться в тазобедренных и коленных суставах. Наоборот, рукоходу второй группы свойственны параличи этих мышц, иначе'его ноги не отвисали бы вдоль туловища.
Весьма интересна третья разновидность рукоходства: Полиомиэлитик Р., 23 лет, характеризовался почти полным параличём обеих нижних конечностей. Он их сгибал максимально в тазобедренных и коленных суставах, дабы они не мешали ему передвигаться. При этом колени соприкасались со спиной и удерживались в этом положении давлением задней поверхности плеч. Он мог ходить на руках очень быстро со средней скоростью в 4— 5 км в час, что соответствует нормальной ходьбе, и при этом передвигаться на расстояния в несколько километров. Столь большие функциональные достижения поставили вопрос о том, нужно ли стремиться вернуть данному больному возможность прямоногого хождения. Если бы у него были произведены двусторонняя астрагалэктомия и артродез в одном коленном суставе, он смог бы пользоваться нижними конечностями для хождения на костылях, Но при этом нужно было взвесить, что было для больного более выгодным: либо испытать риск успешности трех операций и в случае удачи получить возможность сделать несколько шагов по комнате с опорой на костыли утратив при этом навсегда ранее приобретенные функциональныэ достижения (костные операции, анкилозирующего типа исключали возможность дальнейшего рукоходства), либо остаться рукоходом, сохраняв всю свою подвижность. Несмотря на большое желание больного приобрести способность к прямоногому хождению, пришлось посоветовать ему не разрушать выработавшийся у него комплекс приспособлений, не подвергать себя оперативным мероприятиям. Действительно, при решении вопроса о целесообразности применения определенного вида лечения на первом месте должна стоять функция. Жертвовать функциональными достижениями для эстетических целей ни в коем случае не следует. Как бы велико не было желание больного, ортопед никогда но должен предпринимать лечений, понижающего функциональные возможности пациента.
Четвертая разновидность рукоходстеа наблюдалась мною лишь у одного больного с сильно развитыми сгибательными контрактурами в тазобедренных и коленных суставах. Он ходил на костылях, но при этом нога его не соприкасались с полом. Силой рук он передвигал то правый, то левый костыль и производил эти движения быстро, что способствовало сохранению им равновесия. Конечно, при этом производилась большая работа мышцами рук. Когда больной уставал, он упирался подмышечными впадинами на костыли и висел на них. .
Следует, между прочим, отметить, что у полиомиэлитиков с параплегией имеется обычно исключительно сильное развитие мускулатуры на голове, на шее, на туловище и особенно на верхних конечностях. Известно, например, что многие полиомиэлитики являются прекрасными пловцами. У некоторых рукоходов мне приходилось наблюдать исключительно сильную дифференцировку мимической мускулатуры (например, у четырех из них сохранилась способность активно сокращать подкожную мышцу шеи и произвольно двигать ушными раковинами). Особенно резко бросается в глаза несбответствие между мощным развитием грудной клетки и очень малыми размерами таза. Почти у всех исследованных рукоходов и больных, ходящих на четвереньках, мною было отмечено на верхних конечностях наличие одной деформации, возникшей под влиянием тяжести тела, а именно наличие варусного отклонения предплечья (cubitus varus) в результате опоры на кисти при пронированном предплечьи.
Пятый тип рукоходства представляет собою переходную стадию к хождению на ногах. Действительно, опора совершается на стопы, но, поскольку ноги парализованы, больной захватывает руками стопы и передвигает их по очереди вперед. При этом либо он сидит на корточках, либо держит свое туловище горизонтально.
Шестой тип рукоходства характеризуется, тем, что больной сгибает ноги и прижимает их к передней брюшной стенке. Туловище соприкасается с площадью опоры своей седалищной областью. Силой рук оно приподымается и передвигается на некоторое расстояние вперед. Данный тип рукоходства особенно часто наблюдается при отсутствии нижних конечностей в результате врожденного дефекта или их ампутации. При передвижении подобные рукоходы иногда держат в руках деревянные колодки, что дает им возможность не соприкасаться ладонями с полом.
Само собою разумеется, во всех случаях рукоходства проекция центра тяжести падает в пределах площади опоры, хотя необычное положение туловища и конечностей может создать ложное впечатление о том, что проекция центра, тяжести зашла за пределы опоры на кисти.
Лишь в редких случаях (относящихся большей частью к 5-му и 6-му типам) рукоходство оказывается единственным типом передвижения. Обычно больные пользуются иными типами ходьбы и приспосабливаются лишь вторично к хождению на руках. И тем не менее, не следует пренебрегать этой разновидностью передвижения, ибо в некоторых случаях она является биомеханически наиболее выгодной.
Приведенными примерами приспособительных процессов при ходьбе, конечно, не исчерпывается разнообразие патологических типов передвижения.
Затраты энергии при некоторых патологических типах ходьбы. При различных деформациях ходьба связана с непроизводительной затратой мышечной энергии. Действительно, производительной можно считать лишь ту затрату, которая необходима для передвижения тела вперед. Между тем, при заболеваниях двигательного аппарата происходит частичное использование энергии на осуществление кинематических компенсаторных процессов, например, на боковые наклоны таза (т. е. на смещение центра тяжести в боковом направлении), на балансирование руками и т. д. При нормальном типе ходьбы, по данным Мак Клинток и Пайзли, затрата энергии определяется в 0,23 и 0,27 килограммометра на горизонтальное перемещение килограмма на расстояние метра. Это соответствует коэффициенту полезного действия в 35%. Иначе говоря, лишь 35% энергии, развиваемой при ходьбе, употребляется на работу, т. е. на перемещение тела. Штейндлер исследовал больных с различными ортопедическими заболеваниями и определил число грамм-калорий на горизонтальный килограммометр (т. е. на перемещение килограмма веса тела на расстояние метра в горизонтальном направлении при ходьбе), сравнил эту цифру с нормой и установил разность в процентах. При этом оказалось, что при сколиозе процентное увеличение затраты энергии определялось в 6,8%, при спастическом параличе оно колебалось от 127% до 158%, при последствиях детского паралича—от 17% до 151% и, наконец, в одном случае прогрессивной мышечной атрофии оно достигало 325%.
Есть основание думать, что метод определения затраты энергии на ходьбу может дать ценные результаты для объективной оценки эффективности примененных лечебных мероприятий. Для этого нужно было бы сравнить результаты, полученные через некоторое время после окончания лечения, с теми, которые были установлены до проведения его.
Теги:
234567 Описание для анонса:
234567 Начало активности (дата):
234567 Кем создан (ID): 1
234567 Ключевые слова: рукоходство, полимиелит
12354567899