Диагностическая ценность компьютерной томографии тазобедренного сустава у детей при врожденном вывихе бедра
С целью диагностики тяжести структурных анатомических изменений в тазобедренных суставах используется компьютерная томография(КТ).
С целью диагностики тяжести структурных анатомических изменений в тазобедренных суставах используется компьютерная томография(КТ). Она дает возможность получить четкие объемно-пространственные представления о
состоянии суставных компонентов и характере их соотношений . Анализ результатов компьютерной томографии включает визуальную и количественную оценку элементов сочленения.
Компьютерная томография с двух- и трех-мерной реконструкцией тазобедренного сустава выполнена у 36 пациентов (44 сустава) с врожденным подвывихом и вывихом бедра до лечения. Было обследовано 16 суставов у детей 4–6
лет, 15 суставов у детей 7-11 лет, 13 суставов у детей 12-16 лет. По топограмме определяли границы
сканирования. При подвывихе бедра проксимальный уровень соответствовал передне-верхней ости подвздошной кости, при вывихе –верхнему полюсу головки бедренной кости. Дистальная граница сканирования располагалась на
уровне малого вертела.
Томографическая характеристика вертлужной впадины. Глубину и ориентацию вертлужной впадины во фронтальной плоскости определяли по топограмме Угол между вертикальной линией и линией, проведенной от «фигуры слезы» касательно к верхненаружному краю впадины, соответствовал вертикальной инклинации впадины. Анализ полученных результатов показал, что в младшей возрастной группе в большинстве наблюдений(14 суставов) величина угла вертикального отклонения впадины составляла 33-36º. Более выраженное снижение этого показателя (23-32º)выявлено только у детей младшего школьного (6 суставов) и старшего школьного (8 суставов)возраста. В четырех суставах у пациентов 4-7 лет угол вертикальной инклинации приближался к норме (37-40º).
Для оценки объема ацетабулярной ямки определяли индекс фронтальной глубины впадины.
На топограмме проводили линию, соединяющую фигуру «слезы» и верхненаружный край впадины, выстраивали перпендикуляр до дна ацетабулярной ямки и вычисляли отношение длин полученных отрезков. Величину индекса 2,5-3,0 рассматривали как показатель достаточной глубины впадины. Увеличение его более 4,0 свидетельствовало о значительном уменьшении объема суставной ямки. Среди детей 3-6 лет в большинстве наблюдений (10 суставов) отмечено умеренное уплощение вертлужной впадины. В четырех случаях объем суставной ямки расценен как достаточный. У пациентов младшего школьного возраста выраженное увеличение индекса фронтальной глубины впадины (более 4,0) выявлено почти в половине наблюдений (7 суставов). В одном случае величина индекса составила 2,8. В
старшей возрастной группе суставов с достаточной глубиной впадины не отмечено. В шести наблюдениях зарегистрировано значительное уплощение суставной ямки (более 4,0). У пациентов 12-16 лет при надацетабулярном и подвздошном вывихе бедра увеличение индекса фронтальной глубины впадины более 4,5 рассматривали как одно из показаний для выполнения опорной остеотомии бедренной кости.
Для характеристики положения вертлужной впадины в горизонтальной плоскости определяли угол горизонтальной инклинации впадины (ГИ).
Согласно данным литературы, увеличение указанного параметра более 20 свидетельствует о неправильной ориентации впадины и недоразвитии переднего края.
У пациентов в возрасте 7-11 лет избыточный наклон вертлужной впадины кпереди выявлен в девяти наблюдениях. В старшей возрастной группе увеличение показателя горизонтальной инклинации впадины отмечено у большинства
пациентов (12 суставов).
При вывихе бедра (23 сустава) удельный вес суставов с избыточным отклонением вертлужной впадины кпереди составил 84 %. Более чем в половине наблюдений подвывиха бедра (12 суставов) выявлена нормальная ориентация впадины в горизонтальной плоскости.
Количественную оценку объема суставной ямки производили путем расчета индекса горизонтальной глубины впадины, который выполняли по сканограмме, соответствующей уровню У-образного хряща (или середине вертлужной впадины в случае его оссификации). Для этого проводили линию, соединяющую передний и задний края впадины, и выстраивали перпендикуляр до дна ацетабулярной ямки . Отношение длин полученных отрезков принималось за индекс глубины вертлужной впадины. Величина показателя менее 2,5 свидетельствовала о достаточном развитии впадины. Увеличение индекса глубины впадины более 3,5 соответствовало резкому уплощению ацетабулярной ямки. Величина индекса 2,5-
3,5 оценивалась в совокупности с углом горизонтальной инклинации впадины. Увеличение угла ГИ более 20º указывает на дефицит переднего отдела суставной ямки. Величина горизонтальной инклинации менее 20º соответствовало недоразвитию заднего края впадины.
В младшей возрастной группе достаточная глубина суставной ямки выявлена в шести суставах (4 пациента). В одном случае уменьшение глубины впадины до 2,1 сочеталось с увеличением угла ГИ до 26º. Значительное уплощение
впадины отмечено в шести наблюдениях (6 суставов). Недоразвитие переднего отдела вертлужной впадины было у одного ребенка. Для больных в возрасте 7-11 лет было характерно выраженное увеличение индекса глубины впадины (8 суставов) и дефицит переднего края (4 сустава). Среди подростков выраженное уплощение впадины выявлено в 43,8 % наблюдений. В трех суставах индекс глубины впадины был меньше 2,5. Из них в двух случаях снижение указанного показателя не свидетельствовало о достаточном объеме ацетабулярной ямки, так как было обусловлено резким уменьшением сагиттального размера впадины.
Визуальную оценку характера недоразвития вертлужных впадин производили при изучении трехмерной реконструкции суставов. Анализ полученных данных позволил выделить четыре типа дефицита крыши вертлужной впадины.
I тип – передненаружный дефицит(14 суставов);
II тип – верхненаружный дефицит(6 суставов)
III тип – задненаружный дефицит(2 сустава);
IV тип – глобальный дефицит (22сустава).
В младшей возрастной группе чаще наблюдался I тип (7 суставов) и II тип (6 суставов) недоразвития крыши. Глобальный дефицит вертлужной впадины выявлен в трех наблюдениях.
У детей 7-11 лет IV тип отмечен в восьми суставах с вывихом бедра. Дефицит задненаружного края впадины отмечен у двух детей,которым ранее произведены оперативные вмешательства в надвертлужной области. В остальных суставах у пациентов данной возрастной группы выявлено недоразвитие передненаружного края ацетабулярной ямки. Среди подростков IV тип крыши впадины определен в четырех суставах при подвывихе и в семи – при вывихе бедра. В двух случаях отмечен дефицит передненаружного отдела крыши впадины.
Томографическая характеристика проксимального отдела бедра. Состояние проксимального отдела бедра оценивали путем определения показателей, характеризующих шеечно-диафизарные и шеечно-эпифизарные соотношения во фронтальной и горизонтальной плоскости.
Для измерения шеечно-диафизарного угла и угла Альсберга выполняли двухмерную реконструкцию «Multiplanar reconstruction» в срединной плоскости шейки бедра
Анализ полученных результатов показал, что в большинстве наблюдений (13 суставов) у детей дошкольного возраста величина ШДУ превышала 130°. Значительное увеличение шеечноо-диафизарного угла (более 140°) наблюдалось
при подвывихе и маргинальном вывихе бедра.
Среди пациентов 7-11 лет вальгусное отклонение шейки бедренной кости более 130° выявлено в половине случаев. Увеличение ШДУ более 140° отмечено в двух суставах с подвывихом бедра. У больных старшего школьного возраста
преобладали суставы с нормальным показателем шеечно-диафизарного угла.
Для определения шеечно-эпифизарных соотношений во фронтальной плоскости производили измерение угла Альсберга. Поскольку величина этого параметра зависит от величины шеечно-диафизарного угла, нами введен показатель ФЭШИ (фронтальный эпифизарно-шеечный индекс), который определяли по разнице между величиной ШДУ и угла Альсберга.
В большинстве наблюдений с вывихом бедра(21 сустав) и 12 случаях подвывиха бедра величина ФЭШИ составляла 65-80º, что свидетельствовало о нормальных шеечно-эпифизарных соотношениях. У пяти пациентов с подвывихом и в одном наблюдении маргинального вывиха бедра выявлена значительная субкапитальная вальгизация эпифиза (ФЭШИ<40º).
В остальных суставах отмечено умеренное снижение (55-60º) величины эпифизарно-шеечного индекса. Показатель ФЭШИ использовали для определения способа реконстукции проксимального отдела бедра. Уменьшение его ниже 40º рассматривали как показание для выполнения чресшеечной остеотомии бедренной кости.
Определение угла антеверзии производили путем наложения сканограмм, соответствующих середине шейки и мыщелкам бедра .
Согласно полученным данным, более чем в половине наблюдений величина угла антеверзии не превышала 40°. Значительное отклонение шейки бедра кпереди выявлено в основном у детей дошкольного возраста (7 суставов). Умеренная торсионная деформация проксимального отдела бедра (до 30°), отмеченная в семи суставах, была связана с выполненными ранее корригирующими остеотомиями бедренной кости. У двух пациентов старшего школьного возраста
выявлена ретроверзия шейки бедра 5-15°
Оценка торсионной деформации проксимального отдела бедра включала определение горизонтального шеечно-эпифизарного индекса,который вычисляли путем измерения угла между поперечной осью эпифиза и осью шейки бедра. Для этого по топограмме выбирали уровни,соответствующие середине головки и середине шейки бедренной кости, и накладывали соответствующие сканограммы друг на друга.
Таким образом, дооперационное обследование на компьютерном томографе позволило уточнить степень недоразвития суставных элементов тазобедренного сочленения, оценить характер нарушенных взаимоотношений между
головкой бедра и вертлужной впадиной и определить оптимальное проектирование при их реконструкции с применением аппарата Илизарова и пути для их восстановления.
Теги: диагноз, компьюторная томография, тазобедренный сустав
234567 Начало активности (дата): 01.12.2015 18:35:00
234567 Кем создан (ID): 645
234567 Ключевые слова: тазобедренный сустав, КТ, вывих
12354567899