Личный блог Александра Дидковского.
Книги.
14.08.201415:4414.08.2014 15:44:44
«Таким образом, умение не видеть и не слышать того, что не хочется видеть и слышать, уже следует квалифицировать как цивилизационный признак, как неотъемлемую составную часть культуры, сформировавшейся в рамках протестантской цивилизации».
С учетом сказанного можно лучше понять, почему немецкий социолог Вебер допускал «вольное обращение с логикой», которое не очень заметно людям западного менталитета, но которое режет глаз русскому человеку.
Кстати, в Талмуде приводится и предельно четкое определение того, что такое нищета и чем нищий отличается от бедняка. Согласно еврейским мудрецам нищим следует считать человека, стоимость всего движимого и недвижимого имущества которого не превышает 200 зуз, то есть минимальную сумму, необходимую человеку для того, чтобы, не занимаясь никаким трудом, прожить один год. К примеру, если человек, тяжело заболев, может, распродав все свое имущество, просуществовать на вырученные от этой продажи деньги не более года — его смело можно зачислять в нищие. Если же денег, вырученных от продажи имущества, хватит на куда более длительный срок, скажем, на два-три года, значит, он просто беден. Ну а если человек может, ничем не занимаясь и не продавая ничего из своего имущества, существовать несколько лет исключительно на свои сбережения, его вполне можно считать богачом».
На «коротких» дистанциях капиталист кальвинистского толка может обгонять капиталиста-иудея. Однако первый инвестирует прибыль лишь в делание новых денег, а второй - в делание денег и в приобретение власти. Приобретение политической власти дает ему неоспоримые преференции в сфере экономики. У В. И. Ленина есть «крылатая фраза»: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».
Трудно переоценить развращающее влияние ростовщичества на христианское сознание средневекового европейца. Вот что по этому поводу пишет исследователь католицизма О. Н. Четверикова. «Таким образом, крепко связав себя с ростовщичеством, римская курия сделалась по существу олицетворением и заложницей коммерческих сделок, в интересах которых нарушались и право, и закон. При официальном запрете на процент последний превратился в главный стержень всей финансовой системы католицизма, и этот двойной подход роковым образом сказывался не только на развитии экономики, но и, самое главное, на сознании западного человека. В условиях полного расхождения между учением и практикой происходило раздвоение общественного сознания, при котором следование нравственным нормам принимало чисто формальный характер».
Впрочем, ростовщичество было не единственным греховным делом, которым в Средние века занимались полулегально (или полуоткрыто) католики. Как рядовые, так и принадлежащие к церковной иерархии. Последние активно занимались так называемой симонией — торговлей церковными должностями. Один из епископов Флера следующим образом описал механизм обогащения церковной иерархии с помощью симонии: "Архиепископ приказал мне для получения епископской должности передать 100 золотых су; если бы я не передал ему, я бы не стал епископом... Я дал золото, получил епископство и в то же время, если я не умру, то вскоре компенсирую свои деньги. Я рукополагаю священников, посвящаю в диаконы и получаю золото, оттуда ушедшее..."
Дух сребролюбия, стяжательства и лихоимства проник и прочно обосновался внутри церковной ограды в Западной Европе. Очевидно, что случаи, подобные тому, который описал епископ Флера, были не единичными, а массовыми. Они способствовали распространению этого духа во всем западноевропейском обществе. Одновременно они подрывали доверие к католической церкви, вызывали недовольство среди прихожан и части рядового священства. В католицизме вызревал кризис, который закончился Реформацией.
Ф. Аквинский не только допускает частную собственность, но считает ее предпочтительной: «Человеку позволительно владеть благами на правах собственности. Это даже необходимо для человеческой жизни по трем причинам. Во-первых, каждый человек больше заботится о том, что является его собственностью, чем о том, что принадлежит всем или многим; действительно, в этом случае каждый избегает усилий и предоставляет другим заботу об общем благе. Во-вторых, в управлении благами больше порядка, когда забота о каждой вещи доверена одному человеку, тогда как был бы полный беспорядок, если бы все занимались всем. В-третьих, мир между людьми лучше гарантируется, если каждый довольствуется тем, что имеет; действительно, мы констатируем частые ссоры между теми, кто владеет вещью сообща и нераздельно".
Капитализм с экономической точки зрения являет ся моделью общества, которое запрограммировано не на созидание благ, а на их перераспределение (производство благ может иметь место при капитализме, но по критериям прибыли это далеко не самый эффективный способ обогащения; перераспределение — намного эффективнее). Слово "перераспределение" — политкорректный термин «научных» монографий и учебников. Фактически речь идет о банальном ограблении небольшой кучкой людей (капиталистов) всех остальных членов общества. Средства, используемые для такого ограбления, делятся на две группы.
а) средства, основанные на прямом (физическом) насилии;
б) ненасильственные средства (точнее сказать, средства опосредованного, непрямого насилия).
После завершения процесса первоначального накопления капитала основной упор был сделан на использование методов опосредованного насилия. Суть этих методов проста — эксплуатация наемных работников, т. е. получение капиталистами большей части производимого этими работниками продукта. Конечно, эксплуатация также была и остается насилием, но без применения оружия и открытого убийства людей. Такое насилие условно можно назвать экономическим насилием. Впрочем, экономическое насилие обязательно предполагает возможность применения прямого насилия. Иначе наемные работники откажутся от труда в пользу капиталиста. Достаточно часто угроза прямого насилия реализуется практически (борьба со стачками, забастовками и демонстрациями наемных работников с участием полиции или даже армии). Время от времени нам показывают такое насилие по телевизору.
Основные черты экономики западной цивилизации:
а) использование хитрости (обмана) и силы;
б) рабовладельческий ее характер (если не де-юре, то де-факто);
в) нищета как результат систематической эксплуатации наемных рабов;
г) ненависть как наиболее яркое проявление «борьбы эгоизмов».
Примечательно, что все эти свойства капитализма западная экономическая и социологическая «наука» замалчивает, ретуширует или оправдывает.
Вот слова Иоанна Златоуста: «Сребролюбие возмутило всю вселенную, все привело в беспорядок, оно удаляет нас от блаженнейшего служения Христу: ибо не можете, — говорит Он, — Богу работати и мамоне (Мф. 6:24), ибо мамона требует совершенно противоположного Христу. Христос говорит: подай нуждающемуся, а мамона: отними у нуждающегося. Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных».
Еще раз подчеркну: Иоанн Златоуст увидел принципиальную несовместимость «религии денег» и христианства еще в те времена, когда капитализм находился в состоянии «дремлющего вируса». Неужели же сегодня, когда капитализм расцвел махровым цветом и обнажил все свое уродство, нам не видно этой несовместимости?
Заповеди «религии денег» всем хорошо известны и предельно просты: убивай, обманывай, лжесвидетельствуй, завидуй, ненавидь, кради и т. д. Не обязательно афишировать свою «набожность», фанатическую приверженность мамоне. Заповеди можно исполнять втайне — так, чтобы окружающие даже не подозревали о твоей преданности мамоне. Тем самым ты будешь выполнять заповедь «обмани». Самая главная заповедь: у последовательного сторонника «религии денег» не должно быть никаких других богов, кроме мамоны. Он должен поклоняться только мамоне. Мамона — ревнивый бог и не прощает заигрывания с другими богами. Особенно с Христом. Н. В. Сомин пишет: «Мамона тщательно следит за поклонением себе, и поклонившимся дает богатство. И наоборот, у нежелающих кланяться он отбирает средства к существованию, выбрасывает из социума, оставляет умирать голодной смертью».
Мы уже упоминали работу-памфлет Наш Лафорга "Религия капитала", которая была написана еше в конце XIX века. В ней Лафарг предложил свой "Катехизис трудящихся", предусматривающий популярное объяснение религии Капитала плебсу. Приведем фрагмент «Катехизиса...», составленного из вопросов и ответов (буква «В» означает «вопрос», буква «О» означает «ответ»):
В. — Как тебя зовут?
О. — Наемный рабочий...
»»«
В. — Какую религию ты исповедуешь?
О. — Религию Капитала.
В. — Какие обязанности налагает на тебя религия Капитала?
О. — Два основных долга: долг отречения от своих прав и долг труда. Моя религия повелевает мне отречься от прав собственности на землю — нашу общую кормилицу, на богатства ее недр, на плодоносную мощь ее почвы, на таинственное плодородие ее от тепла и солнечного света. Моя религия повелевает мне отречься от прав собственности на продукты труда моих рук и моего мозга; она повелевает мне еще отречься от прав собственности на мою собственную личность.
Религия капитала согласно взглядам П. Лафарга дуалистична в том смысле, что она имеет две версии: одна версия — для «непосвященных», плебса, толпы; другая версия — для «посвященных», «избранных», элиты. Догматы и вероучение первой версии изложены в упомянутом «Катехизисе трудящихся». Вторая версия нашла свое отражение в «Екклезиасте, или Книге капиталиста».
Моя религия повелевает мне работать с раннего детства до самой старости, работать при свете солнца и при свете газа, работать днем и ночью, работать на земле, под землей, на море, работать везде и всегда...
Рекомендуем в этой связи познакомиться со статьей О. Н. Четвериковой «Банкиры как религиозная секта». В ней говорится о том, что мировые ростовщики используют все доступные им средства для того, чтобы обеспечить контроль над сознанием общества. В статье отмечается: «Свою роль тут играют не только лженаучные теории и доктрины, малопонятные простому смертному, но и закодированный язык и символика, призванные внушить «непосвященному» ощущение интеллектуальной неполноценности и преклонение перед просвещенностью «хозяев мира». Вот один из примеров психологического подавления с помощью символов. Речь идёт об оккультных образах настенной живописи в фойе корпоративного центра Bank of America, представляющего собой крупнейшую банковскую холдинговую компанию в США, занимающую, по версии Forbes, 3-е место среди крупнейших компаний мира». Далее в статье, оснащенной многочисленными фотографиями, дается подробный анализ росписи помещения банка (Четверикова О. Н. Банкиры как религиозная секта // Сайт «Русское экономическое общество им. С. Ф. Шарапова», 20.10.2012).
Эти храмы посещает бог религии денег мамона. При этом происходит «чудо»: на банк нисходит «благодать», и его капиталы начинают расти. Если бог мамона по каким-то причинам покидает храм, то это сопровождается другим «чудом» — капиталы из банка исчезают (правильнее такое «чудо» назвать банковским кризисом, разорением или банкротством). Причины того, что мамона покидает храм, вполне объяснимы с точки зрения «богословия» религии денег: банкиры не продемонстрировали должной алчности, оказались не очень опытными в деле обмана клиентов, не сумели вовремя дать взятку кому надо, не «заказали» своего конкурента, не подделали свой баланс и другую финансовую отчетность, отказались «отмывать» «грязные деньги», не открыли оффшорную компанию для перевода туда своих прибылей, не проявили готовности сотрудничать с наркодельцами и т. п. Строгий и справедливый мамона таких прегрешений не прощает. Любой опытный банкир знает: «благодать» мамоны дается только тем банкирам, которые без оглядки идут на любое преступление.
В. Ю. Катасонов, Религия денег.
Книги.
14.08.201415:2214.08.2014 15:22:24
Д. Корецкий
Книги.
14.08.201414:0914.08.2014 14:09:40
Сунь-Цзы, Искусство войны.
Жизнь.
10.08.201422:1110.08.2014 22:11:21
Книги.
08.08.201422:5408.08.2014 22:54:32
Жизнь.
08.08.201420:3508.08.2014 20:35:15
Ф. Д. Рузвельт.


